Дело было в религиозной шляпе
Из-за чего разгорелся скандал в МГУ
В МГУ разгорелся скандал из-за кипы: преподаватель не стал принимать экзамен у студента в еврейском головном уборе, а учащийся отказался его снимать. Чем обернулась история и кто прав? Об этом — Яна Лубнина и Яна Пашаева.
Студент Высшей школы телевидения МГУ Лев Борода не смог сдать экзамен по географии с первого раза. Как он рассказал на своей странице в Facebook, заведующий кафедрой экономической и социальной географии МГУ, профессор Вячеслав Бабурин потребовал от него снять кипу перед тем, как вытянуть билет. Учащийся пожаловался на дискриминацию в секретариат, и ему разрешили сдать экзамен другому преподавателю. Господин Бабурин заявил «Коммерсантъ FM», что всего лишь следовал уставу вуза: «Там написано, что в стенах Московского университета запрещено находиться в головных уборах и верхней одежде, точно так же в прошлом году я не допустил девушку в хиджабе. Мне совершенно все равно, кто он — иудей, мусульманин, буддист, сикх. Я — профессор Московского университета и выполняю устав и приказы своего руководителя».
Кстати, Лев Борода — не самый рядовой учащийся, это сын главы Федерации еврейских общин России Александра Бороды. По словам господина Бабурина, его коллегу заставили принять экзамен у молодого человека после некоего звонка в учебную часть. Лев не смог оперативно ответить на запрос «Коммерсантъ FM», а в Федерации еврейских общин комментировать ситуацию отказались. Коллега Бабурина по кафедре, профессор Наталья Зубаревич считает, что конфликту могли способствовать особенности характера экзаменатора: «Вячеслав Леонидович Бабурин — человек коммунистических убеждений, ярый сторонник Советского Союза, и его поведение в современных условиях далеко не всегда бывает адекватным».
Российское законодательство не запрещает носить религиозную атрибутику в общественных местах — и, в частности, в образовательных учреждениях. Во Франции, например, могут отчислить или оштрафовать за иудейскую кипу, мусульманский платок или христианский крест в вузе или школе.
Ректор Российского экономического университета им. Плеханова Виктор Гришин вступился за профессора Бабурина, но признал, что тема неоднозначная и требует обсуждения: «Если описан в какой-то мере в уставе университета дресс-код, тогда преподаватель прав. Если не описан — преподаватель мог поступить по собственному усмотрению. С другой стороны, у нас учатся люди разных национальностей, мы тоже должны понимать, что, принимая те или иные установки, мы обязаны принимать их во внимание».
Правозащитники возмущаются, что в МГУ нарушаются конституционные права. Директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина напомнила, что Конституция важнее любого устава. Но, по ее словам, в случае с религиозной одеждой доказать ущемление свобод будет сложно: «У нас как сказано в Конституции — а ее нельзя вольно толковать — каждый имеет право на свободу вероисповедания. Но там не говорится о том, что я имею право прийти в светский вуз и демонстрировать свою религиозную принадлежность, это немножко другая вещь, поэтому вопрос спорный — как решит суд».
Практика показывает, что суд скорее встанет на сторону противников кип и мусульманских платков. В 2014 году власти Мордовии запретили детям носить хиджабы в школах. Родители учениц-мусульманок пытались оспорить запрет, но Верховный суд не удовлетворил их требования. Но регион региону рознь: например, глава Чечни Рамзан Кадыров заявлял, что его дочери никогда не снимут платки в школе.
В Министерстве образования давали понять, что не поддерживают религиозные головные уборы в учебных заведениях. Год назад глава ведомства Ольга Васильева заявила, что «хиджабам, как подчеркивающим конфессиональную принадлежность, не место в школе».