Декларации попали в зависимость от семейных отношений
В Саратовской области можно будет не отчитываться о доходах супругов
Муниципальные служащие в Саратовской области могут не отчитываться о доходах своих супругов и несовершеннолетних детей, если на это есть «объективные причины». Такие поправки к региональному закону приняли депутаты областной думы. В правительстве региона пояснили, что это могут быть ситуации, когда служащий не может получить сведения у супруги, с которой живет отдельно, но официально не разведен. Некоторые депутаты считают, что в законе появляется лазейка для сокрытия доходов.
На заседании Саратовской облдумы депутаты приняли поправки к региональному антикоррупционному закону. Они были внесены в конце декабря прошлого года губернатором Валерием Радаевым. Закон дополняется нормой, которая позволит муниципальным служащим и главам местных администраций не представлять сведения о доходах своих супругов и несовершеннолетних детей в случае «невозможности представления (таких данных.— “Ъ”) по объективным причинам».
Это касается случаев, когда супруги официально не разведены, но живут отдельно, не общаются и поэтому не могут узнать данные о доходах друг друга, объяснил начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции правительства области Илья Овчинников. В таком случае чиновник должен подать заявление на имя губернатора «с указанием причин невозможности их представления, а также документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства». Подобные нормы существуют в других субъектах РФ, поэтому поправки разработаны с учетом практики применения закона, говорят в правительстве региона. «Нам нужно заполнить этот пробел»,— сказал господин Овчинников.
Депутаты поинтересовались, кто будет определять, является ли объективной причина, которую указал служащий. «Вот они живут всю жизнь вместе, на ней — все акции, заводы, пароходы, а когда пришло время отчитываться, они не общаются, трубку она не берет,— сказал депутат Николай Бондаренко (КПРФ).— Тут такое поле для коррупции». В ответ господин Овчинников отметил, что «поля для коррупции» в законе нет, проверять информацию будет управление, которое он возглавляет, а итоговое решение будет принимать губернатор. В итоге поправки были приняты: за них проголосовал 31 депутат, против — 8.
По словам руководителя регионального отделения партии «Яблоко» Александра Ермишина, «общеизвестным фактом» является то, что «с целью сокрытия своих реальных доходов представители власти какую-то часть своих доходов и имущества оформляют на супругов». «Поскольку декларироваться должны и доходы супругов, то велик соблазн либо имитировать развод, либо, как в этом случае, имитировать "объективную причину",— сказал он.— Но даже если подобные ситуации и могут возникнуть, то устанавливать обстоятельства, а также то, насколько эти причины объективны, должен суд, а не губернатор в соответствии со своими представлениями и жизненным опытом».
«На мой взгляд, муниципальные служащие должны самостоятельно решать проблемы, возникающие в семье, а не использовать это как повод для того, чтобы уйти от обязанности раскрывать сведения о доходах супругов»,— говорит юрист Сергей Кочкалов. «В случае принятия закона в нем надо прописывать сложную схему, чтобы, если человек действительно не живет с супругой, он доказал это, предоставил свидетельские показания, документы»,— считает юрист Роман Смирнов. В противном случае, считает господин Смирнов, велик риск, что губернатор может ориентироваться на «родственные, клановые и профессиональные соображения», а не на объективные критерии.