Еда вытесняет моду
Андрей Воскресенский — о стрит-ритейлерах, занимающих центр Москвы
На центральных улицах Москвы появляется все больше заведений общественного питания, и доля москвичей, предпочитающих питаться вне дома, увеличивается. Обозреватель «Коммерсантъ FM» Андрей Воскресенский уверен, что эта тенденция сохранится и в ближайшем будущем.
Знаете, какой вид стрит-ритейла занимает львиную долю арендованных площадей на самых дорогих центральных улицах Москвы? Нет, не фэшн-бутики, и даже не салоны красоты, а общепит. На его долю приходится 34% всех поглощенных свободных площадей за год, утверждают аналитики компании Colliers International.
На втором месте находятся операторы профиля «Красота и здоровье» — 14%, на третьем — магазины продуктов, всего 10%. Ну да, состоятельные москвичи предпочитают, чтобы их кормили с ложечки, и чем дальше — тем больше. Доля арендаторов, представляющих сегмент общественного питания, увеличилась с 40% в 2016 году до 46% в 2017 году. Это в целом по центру Москвы, а, например, в районе Патриарших прудов — с 29% до 35% за аналогичный период. Фактически центральные торговые улицы меняют свой профиль с бутикового на ресторанный. Это уже произошло на Большой Дмитровке, где преобладают операторы общепита (46%). Аналогичный процесс происходит на улице Петровка, которая всегда была местом притяжения для люксовых фэшн-ритейлеров. Скорее всего, в этом же направлении будет меняться и самая дорогая улица Москвы — Столешников переулок.
Потенциал роста операторов общепита очень высокий, и в ближайшие годы этот тренд продолжится. Свою роль сыграла программа реконструкции центральных улиц, в результате которой существенно вырос пеший трафик и посещаемость кафе и ресторанов. Кроме того, многие отказываются от автомобиля при поездке в центр и могут позволить себе посидеть за бокалом вина. Но самое главное — активное развитие культуры питания вне дома. По разным оценкам, доля москвичей, питающихся в основном в ресторанах и кафе, сейчас составляет около 10%. И это, между прочим, в три-четыре раза ниже среднеевропейского показателя.