Смольный запустит паромную линию
Региональный оператор займется организацией круизов по Балтийскому морю с 2019 года
Новый региональный паромный оператор, которого Смольный планирует создать с привлечением инвестиционных средств, начнет курсировать по Балтийскому морю в сезон 2019 года. Вначале паромная линия свяжет пассажирский порт Петербурга "Морской фасад" и порты Хельсинки, Стокгольма и Таллина. А после ввода в эксплуатацию терминала в порту Пионерский планируется делать судозаходы и в Калининград. Часть экспертов сомневаются, что региональный оператор сможет эффективно конкурировать с частными компаниями, уже зарекомендовавшими себя на рынке.
Смольный намерен запустить круизную линию по Балтийскому морю уже в 2019 году. Для перевозки пассажиров планируется приобрести современное паромное пассажирское судно ледового класса для круглогодичной навигации. Паром будет заходить в порты Таллина, Хельсинки и Стокгольма. После того как будет завершено строительство пассажирского порта в Пионерском (октябрь 2019 года), с 2020 года планируется делать судозаходы и в Калининград.
Оператором судна выступит региональная судоходная компания, которую Смольный намерен создать на основе государственно-частного партнерства. Соучредителем компании-оператора от города выступит АО "Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад"" (на 100% принадлежит Смольному). Как пояснил "Ъ" коммерческий директор АО "Пассажирской порт Санкт-Петербург "Морской фасад"" Алексей Панфилов, сейчас рассматриваются различные варианты эксплуатации судна: бербоут-чартер, лизинг или аренда. "В рамках договора комитета по туризму с консалтинговой компанией PwC проработаны маршруты, ценовая политика, просчитан бизнес-план, который направлен в правительство РФ. Уже получена предварительная поддержка этой идеи от федеральных властей. Вначале мы говорим о запуске одного судна. Задача стоит, чтобы оно начало курсировать в 2019 году. Но количество судов может быть увеличено до пяти к 2025 году",— прокомментировал Алексей Панфилов. Партнер проекта пока не ясен. Ранее СМИ сообщали, что потенциальный интерес к этой теме проявляли Сбербанк и ВТБ. Вчера о желании участвовать в проекте заявили власти Калининградской области, которая потенциально может выступить соучредителем паромного оператора. Губернатор региона Антон Алиханов предложил использовать для реализации этого проекта льготные возможности Калининградской особой экономической зоны.
По оценкам председателя комитета по развитию туризма Петербурга Андрея Мушкарева, стоимость одного судна составит €150-180 млн, сообщил "Интерфакс". По данным информагентства, порт "Морской фасад" готов вложить в покупку судна около 600 млн рублей своих средств. Планируется закупить иностранное судно возрастом не более пяти лет. При этом генеральный директор Moby SPL Сергей Котенев ранее в рамках заседания делового клуба Ленинградской областной торгово-промышленной палаты оценивал стоимость среднего нового парома в €250-300 млн, а бывшего в употреблении (постройка 1990-х годов) — в €100-130 млн.
Сейчас из Петербурга в Хельсинки, Стокгольм и Таллин курсирует паром "Принцесса Анастасия" компании Moby SPL. Вчера в компании воздержались от комментариев по поводу инициативы Смольного.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский назвал создание регионального паромного оператора позитивным знаком туристического рынка. По его словам, в Евросоюзе, например, присутствует от трех до пяти различных компаний перевозчиков такого плана, которые предлагают довольно широкий разброс цен. "Новая компания вполне может завоевать доверие пассажиров за счет лояльных цен и удобного расписания. При этом появление в сетке курсирования парома порта Пионерский в Калининграде даст новой круизной компании преимущества, так как она сможет разнообразить предлагаемые маршруты",— прокомментировал эксперт. Он добавил, что билеты на круизы по Балтийскому морю довольно дорогие, поэтому для российской круизной компании, вероятно, понадобится существенная господдержка на всех этапах ее создания. Это значит, что привлечение экономических зон Калининграда здесь более чем актуально.
Генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, напротив, не понимает, как паромная линия, которую запускает предприятие, находящееся в государственной собственности, будет эффективно конкурировать с теми игроками, которые уже много лет на рынке. "На мой взгляд, для города и порта "Морской фасад" приоритетным и стратегически значимым является развитие партнерства с крупнейшими паромными операторами. Непонятно, зачем нужно создавать альтернативного игрока. Если целью является борьба за какую-то поддержку и субсидию из федерального бюджета, чтобы получить какие-то средства, то это одна история. Но с точки зрения бизнеса пока эта история выглядит нежизнеспособной. Пока непонятно, каким образом все это будет финансироваться. И для "Морского фасада", и для Петербурга это по большому счету непрофильный бизнес-проект",— подытожил господин Бурмистров.