CarPrice выехал в регионы
Интернет-аукцион автомобилей запустил франчайзинг
Онлайн-аукцион CarPrice начал искать франчайзи в регионах: за счет новых партнеров сервис планирует оказывать услуги в 70 городах России. В других странах мира автомобильные интернет-аукционы пока не применяли такую схему развития. Инициатива CarPrice позволит узнать эффективность бизнес-модели, констатируют участники рынка.
CarPrice предложил партнерам в регионах оформить франшизу, рассказал “Ъ” гендиректор CarPrice Денис Долматов. По его словам, в мире пока нет примеров, когда автомобильный онлайн-аукцион предлагал бы франшизу на подготовку и проведение торгов. Стоимость франшизы компании составляет 400 тыс. руб., партнер также вкладывает ресурсы в ремонт помещения и организацию площадки для осмотра и хранения машин. Партнер должен внести депозит в размере 1,5 млн руб., но, если не захочет дальше развивать бизнес, компания вернет эти деньги, утверждают в CarPrice. Сервис также готов инвестировать в оборотный капитал партнера.
CarPrice уже начал тестировать франшизу: на сегодня у сервиса 16 партнерских точек в Санкт-Петербурге, Омске, Ярославле, Ижевске, Белгороде, Курске, Калининграде и других городах. К концу 2018 года компания намерена нарастить количество городов до 70: уже планируют начать работу франчайзи в Краснодаре, Сочи, Екатеринбурге, Липецке, Тюмени, Саратове, Новосибирске, Брянске и Абакане. «В первую очередь нас интересуют города с населением от 100 тыс. человек, там мы видим самый высокий спрос»,— сообщил господин Долматов. Чтобы поучаствовать в торгах, владельцам авто из небольших городов нужно ехать в ближайший крупный город, подчас за 200–300 км, а это затратно и неудобно, поясняет он.
В небольших городах сегодня хорошо представлена сетевая продуктовая розница, салоны связи и магазины по продаже электроники, но мест, где клиенты смогут быстро и безопасно продать автомобиль, нет, указывает Денис Долматов. «В результате многие автовладельцы вынуждены либо долгие месяцы продавать машины, если они не востребованы на местном рынке, либо пользоваться услугами перекупщиков, предлагающих цены значительно ниже рынка»,— констатирует он. При этом, по его оценке, именно в небольших городах проходит более половины от всех продаж подержанных автомобилей.
По данным CarPrice и агентства «Автостат», в России в 2017 году было продано 5,3 млн подержанных машин, из них 10% продают дилеры, 30–50% — посредники среди частных лиц, остальное приходится на сделки из рук в руки. Объем рынка подержанных авто в России в CarPrice оценивают примерно в $35 млрд в год, при этом доля аукционов не превышает 1%. Для сравнения: в США за 2016 год продано 40 млн автомобилей, из них 25% — через аукционы, на которые приходится более половины сделок юридических лиц (лизинговых компаний, банков, автодилеров), свидетельствуют данные Manheim Consulting.
В конце 2017 года CarPrice вышла на операционную прибыльность. В 2015 году компания привлекла $40 млн от Baring Vostok и Almaz Capital. Также среди ее акционеров AltaIR, e.ventures, Fastlane Ventures и предприниматель Оскар Хартманн. Как сообщал “Ъ”, в июне 2017 года японская Mitsui & Co. приобрела 25% местного представительства CarPrice.
Выход в регионы силами франчайзинга — «логичный и интересный шаг», полагает представитель Auto.ru (входит в «Яндекс»). «Однако опыт показывает, что такую модель используют компании со сложившейся бизнес-моделью. Кроме того, франчайзи в небольших городах, скорее всего, понадобятся инвестиции, так как выход на окупаемость у такой бизнес-модели — вопрос неопределенного времени. Тем и будет интересен опыт CarPrice»,— резюмировал он.