«Восток» понижает опасность
Кировский биохимзавод разложил нефтяные шламы
Биохимический завод «Восток» надеется в 2018 году начать промышленное использование биопрепаратов для переработки нефтяных шламов. Недавно предприятие завершило полевые испытания, понизив класс опасности отходов, предоставленных нефтеперерабатывающим заводом «ЛУКОЙЛа», с третьего до четвертого класса. Экологи говорят, что если токсичность нефтешламов понизится до пятого уровня, их можно будет использовать как технический грунт. Однако они полагают, что распространению технологии мешают российские законы, которые не требуют моментальной ликвидации загрязнений.
Биохимический завод «Восток» завершил испытания биопрепаратов на основе микроорганизмов-деструкторов для переработки нефтяных отходов, 25 т которых предприятию предоставил «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Как говорится в отчете (есть в распоряжении „Ъ“), количество нефтепродуктов в нефтешламе кстовского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) после использования технологии сократилось почти в пять раз. В итоге токсичность отходов снизилась с третьего класса (вещества умеренно опасные. — „Ъ“) до четвертого (малоопасные вещества). Советник гендиректора ООО «Восток» по стратегическому развитию Евгений Пименов рассказал „Ъ“, что исходя из положительных результатов исследования на предприятии рассчитывают использовать технологию в промышленных объемах: «В прошлом году мы заложили основы для этой работы. В 2018 году мы будем рекомендовать нашу технологию „ЛУКОЙЛу“ и Минприродресурсу для внедрения в промышленных масштабах». По его словам, инвестиции в проект промышленной переработки нефтешламов пока не обсуждались — объем финансирования будет зависеть от объемов конкретного заказа: «Своими исследованиями мы закладываем принципиально другой алгоритм биоохранных работ. В процессе полевых испытаний мы убедились, что невозможно сделать биопрепарат универсальным. Поэтому мы учитываем особенности каждого загрязнения, его объем и химический состав и на этом основании корректируем технологию и подбираем индивидуальный экобиопрепарат». В «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе» на запрос „Ъ“ оперативно ответить не смогли.
Напомним, договоренность о проведении полевых испытаний технологии переработки нефтяных отходов была достигнута между ООО «Восток» (Кировская область, контролируется Дмитрием Пантелеевым), кстовским НПЗ, Институтом экологии и генетики микроорганизмов РАН (Пермь), НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды Минздрава РФ и ЗАО «Бион» в 2017 году. Технология основана на способности некоторых культур микроорганизмов перерабатывать углеводороды, используя их в качестве источника энергии. Как ранее писал „Ъ“, исследования в этом направлении «Восток» ведет несколько лет и вложил в них 143,2 млн руб. На заводе работают культиваторы общей мощностью ферментации около 1 тыс. куб. м. Этого хватит, чтобы провести природоохранные работы, связанные с переработкой нефтешламов, во всем Приволжском федеральном округе.
Директор кировского филиала Центра лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ, участвовал в оценке технологии) Виталий Пересторонин рассказал, что технология, отработанная на ООО «Восток», в дальнейшем позволит использовать полученный из нефтеотходов биогумус в технических целях: «Весной будут продолжены исследования. Если в ООО „Восток“ получат отходы пятого класса опасности, то мы можем рассчитывать, что нефтеотходы приобретут статус продукта. В результате этот переработанный материал можно будет использовать как технический грунт, например в качестве придорожного покрытия». Говоря о плюсах биотехнологического метода, Виталий Пересторонин упомянул удобство в локальном применении: рекультивация нефтеотходов может проводиться прямо на месте — непосредственно на заводе, в шламоотвалах или в очагах загрязнения.
Руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов отмечает, что с точки зрения воздействия на окружающую среду из всех возможных технологий биоразложение наиболее приближено к естественным процессам и природным циклам, что делает этот метод эффективным и конкурентоспособным: «Использование биодеструкторов может оказаться экономически выгодным для крупных предприятий, но, к сожалению, пока массовое распространение этой технологии осложняют особенности российского экологического законодательства, которое не требует моментальной ликвидации загрязнения. Сделать это предприятие может после того, как истечет срок аренды земельного участка (как правило, он составляет 49 лет. — „Ъ“).