Госбанкам ограничат аппетиты
Следует ли менять правила покупки кредитных организаций
Банкам с госучастием могут запретить покупать другие кредитные организации. Предложение озвучила ФАС, Центробанк в целом поддержал идею. Замглавы антимонопольной службы Андрей Кашеваров пояснил в интервью «РИА Новости», что такая мера должна создать условия для снижения госучастия в банковской сфере.
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах считает идею правильной, но не верит в ее реализацию: «С точки зрения антимонопольной службы, это достаточно правильное решение и полностью соответствует, скажем так, ее представлению о прекрасном. Запреты на слияния и поглощения — один из основных инструментов антимонопольной политики. Это если в теории. Но в реальности сейчас несколько крупных банков оказались в руках ЦБ. И на практике такая инициатива, скорее всего, будет реализована так, что здоровые госбанки смогут покупать здоровые же несанируемые частные кредитные организации, а все остальные сделки, видимо, будет осуществляться по усмотрению ЦБ, чтобы, например, между собой могли сливаться санируемые банки или госбанки могли покупать кого-то из тех игроков, кому понадобилась помощь регулятора».
По данным агентства «Интерфакс», в октябре доля крупнейших банков с госучастием на российском рынке составляла 46%, а после перехода «Открытия», Бинбанка и Промсвязьбанка под контроль ЦБ она уже превысила контрольную.
Ограничения для госбанков, предлагаемые ФАС, не улучшат ситуацию с конкуренцией на рынке, уверен директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков: «Доля госучастия в банковской системе зашкаливает, это уже давно понятно. Надо решать, что с этим делать. Но, с другой стороны, та мера, которая предлагается, совершенно неконструктивна. Даже если запретить покупать банки, то доля госсектора снижаться не будет, потому что действуют совершенно разные условия фондирования госбанков и частных кредитных организаций. Система страхования не распространяется на юрлиц. Соответственно, в госбанках дешевые деньги, ведь там "сидят" все клиенты, связанные с бизнесом. И в силу того, что условия конкуренции неравны, доля госсектора будет все равно продолжать расти».
Сейчас в России работают 19 банков с госучастием. Но прямое влияние Росимущество имеет лишь на двух игроков, поэтому меры ФАС будут бесполезны. Более того, надзорные органы и сейчас могут эффективно ограничивать влияние госсектора на банковский рынок. Так считает директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Михаил Хромов: «У нас именно государству принадлежит, например, ВТБ и Россельхозбанк. Если мы запретим этим двум банкам расширяться за счет других активов, то это в слабой степени решит проблему, потому что экспансию других крупных кредитных организаций, аффилированных с госструктурами, это не ограничит. Если банк государственный, то зачем писать специальные нормативные акты, когда сделки можно ограничить прямым влиянием контролирующего акционера? На самом деле, у ЦБ есть инструменты, которые упреждать экспансию той или другой кредитной организации. Ведь любое вхождение в капитал значимым пакетом требует одобрения регулятора, то есть сейчас весь инструментарий уже есть».
С инициативой ФАС уже категорически не согласился президент ВТБ Андрей Костин. По его словам, и частные, и государственные банки должны работать на одинаковых условиях. Ранее господин Костин заявил, что ВТБ рассмотрит возможность покупки банка «Возрождение» братьев Ананьевых.