Бизнес скрывает финансирование политики
Transparency International изучила прозрачность российских компаний
Большинство российских компаний непрозрачны, говорится в докладе международной организации Transparency International, а 74% компаний не сообщают о наличии или отсутствии финансирования политической деятельности. Представители партий согласны, что бизнес предпочитает скрывать подобные данные. «В нашей политической реальности такие вопросы лучше не раскрывать»,— сказала “Ъ” лидер партии «Яблоко» Эмилия Слабунова.
Организация Transparency International (TI) проанализировала прозрачность корпоративной отчетности 200 крупнейших российских компаний, большинство из которых входит в перечень системообразующий предприятий РФ. «Прибыль этих компаний формирует более 70% национального дохода. Однако, при таком значительном экономическом и политическом влиянии, 84% компаний получили оценки ниже среднего»,— отмечается в исследовании (.pdf). Итоговую оценку по десятибалльной шкале аналитики TI складывали из трех критериев: антикоррупционных программ, организационной прозрачности и отчетности по странам ведения деятельности.
Лучший результат показали компании «Магнит» (7,9), Сбербанк (7,9), «Казаньоргсинтез» (7,8), «Россети» (7,5) и «Нижнекамскнефтехим» (6,8). При этом 41 компания не получила ни одного балла вовсе: например, «Альфа-банк», НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Московский метрополитен», «Юлмарт».
Наиболее прозрачной областью деятельности оказалась сфера телекоммуникации, среди наиболее закрытых — строительство инфраструктуры, сельское хозяйство и продукты питания.
28% компаний не раскрывают никакой информации о своих дочерних и ассоциированных компаниях, через которые они осуществляют деятельность в России и за рубежом.
В TI резюмировали, что непрозрачна и система финансирования бизнесом политических партий и кандидатов — только 16% компаний раскрывают или запрещают платежи на политические цели. В качестве примера приводятся положения этических документов ОАО «РЖД»: компания не финансирует и не поддерживает любым другим образом политическую деятельность любых физических лиц, в том числе своих работников.
В большинство компаний действует запрет на финансирование политической деятельности, При этом формально запрет на финансирование политической деятельности не распространяется на членов органа управления, агентов и консультантов. Есть компании, которые дают установку не финансировать партии, однако у них ничего не говорится об отдельных кандидатах. Еще один вариант запрета на финансирование политической деятельности «в целях получения преимуществ в коммерческой деятельности», говорится в докладе. при этом «благотворительные политические платежи» не раскрываются. В TI напомнили, что бизнес «является одним из ключевых источников финансовой поддержки политических партий во всем мире, но зачастую финансирование используется компаниями как для добросовестного лоббирования собственных интересов, так и в коррупционных целях, а потому компании должны либо полностью запрещать такое финансирование, либо регулярно раскрывать свои расходы.
Некоторые компании не допускают финансирования политической деятельности только в России. Так, согласно политике ПАО «Магнит», «компания не участвует в финансировании политических партий и общественных объединений, участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ». В качестве реального отказа в докладе приводится документ ГК «Мегаполис», в соответствии с которым «компания не предоставляет пожертвований и не совершает взносов на политическую деятельность, будь то в денежной или иной форме, нигде в мире».
Открыто политиков финансируют немногие. Например, ООО «Топливная компания "Транснафта"» является одним из крупнейших коммерческих доноров КПРФ: в 2016 году они пожертвовали 43 млн руб. на деятельность партии. В Партии роста, позиционирующей себя как партия предпринимателей, сообщили, что представители бизнеса финансируют их и в предвыборный, и в межвыборный периоды. Кандидат в президенты от «Гражданской инициативы» Ксения Собчак также сообщила, что ее кампанию финансируют бизнесмены, однако многие предпочитают делать это инкогнито, хотя она и призывала их раскрыться. «В нашей политической реальности мне придется ответить так же, как предприятиям: такие вопросы лучше не раскрывать»,— сказала “Ъ” лидер партии «Яблоко» Эмилия Слабунова.