Лондон поднимут на Wheely
Российский сервис инвестирует в продвижение на британском рынке
Российский сервис для вызова частных водителей Wheely готовится к полноценному запуску в Лондоне, где до сих пор экспериментировал по модели агрегатора. В 2018 году компания планирует вложить $10 млн в рекламную кампанию и привлечение водителей на этом рынке. Сервис скорее привлечет внимание приезжих россиян, чем местных пользователей, критичны конкуренты.
О перезапуске Wheely в Лондоне “Ъ” рассказал основатель сервиса Антон Чиркунов. По его словам, в 2018 году Wheely намерен инвестировать $10 млн собственных средств в рекламную кампанию и привлечение водителей в этом городе. Компания фактически присутствует на рынке Лондона с 2012 года, но до сих пор использовала его как площадку для экспериментов с бизнес-моделью, говорит Антон Чиркунов. Одним из направлений была работа по модели агрегатора по схеме английского Karhoo, впоследствии разорившегося (Karhoo позволял пользователю сравнивать цены на поездку среди ряда предложений такси). Компания также рассматривала вариант приобретения парка собственных авто. «Когда же эксперименты были закончены, мы решили не закрывать бизнес в Лондоне целиком — он приносил небольшой доход, покрывавший расходы местного офиса»,— поясняет господин Чиркунов.
Теперь же Wheely намерен начать работу в Лондоне по стандартной для себя бизнес-модели, подключая к сервису водителей с собственными машинами. В России это автомобили Mercedes-Benz E-Class и S-Class, а также BMW 5 и BMW 7, выпущенные не ранее 2016 года. «Лондонский рынок заказа личных водителей очень фрагментирован. Там нет игроков, ориентированных исключительно на премиальную аудиторию, а VIP-сегмент представлен недостаточно»,— считают в Wheely. По данным на июнь 2017 года, в Лондоне из 87 тыс. лицензированных автомобилей, работающих по модели private hire, более 12 тыс. принадлежат к сопоставимому с Wheely сегменту (Mercedes E / S / V и аналогичные машины, чей возраст составляет менее пяти лет). По оценке Goldman Sachs, к 2030 году мировой рынок пассажироперевозок вырастет до $285 млрд. К этому же сроку премиальный сегмент доберется до отметки в $39 млрд, из которых как минимум $688 млн придется на лондонский рынок, рассчитывают в Wheely.
Wheely запущен в 2012 году Москве, в 2013-м вышел в Санкт-Петербург, в 2014-м — в Екатеринбург, Казань, Пермь и Сочи. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Вили» в 2016 году составила 147 млн руб., чистая прибыль — 4,3 млн руб. 100% ООО «Вили» владеет ООО «Вили Холдинг», в котором 59,6% долей принадлежит Антону Чиркунову. Общий объем привлеченных инвестиций оценивается в $13 млн, среди них — личные средства основателя, грант на $25 тыс. от Юрия Мильнера и Павла Дурова и гранты Фонда содействия инновациям на общую сумму 5,9 млн руб. К сервису подключено более 2 тыс. водителей, в декабре Wheely вышел на показатель 150 тыс. поездок в месяц. Сервис зарабатывает, взимая комиссию в размере 20%.
Лондонский рынок такси — очень сложный и конкурентный, замечают опрошенные “Ъ” участники онлайн-рынка перевозок. По мнению собеседника в одном из сервисов-агрегаторов, инвестиций в $10 млн «может не хватить» для запуска. «В Лондоне хорошо развита система общественного транспорта, такси — удовольствие дорогое, и почти весь рынок занимают так называемые black cabs, которые имеют мало общего с премиальным обслуживанием»,— говорит он. По его мнению, пока перезапуск Wheely выглядит как «репутационная, имиджевая история», рассчитанная на обеспеченных россиян, которые приезжают в столицу Англии.