Агенты под раскрытием
Как связаны знания о зарплате коллег и эффективность работы
Увеличить производительность труда можно, раскрыв данные о зарплатах всех сотрудников в компании, утверждают западные менеджеры. Такой подход действует, например, в американской сети супермаркетов Whole Foods и маркетинговом агентстве Buffer. В России тоже есть компании, которые внедрили такую систему. Все «за» и «против» взвесила Наталия Боева.
Бирюзовые компании, холакратия, линейное управление, agile (гибкая методология разработки) и система открытых зарплат — все это современный менеджмент, который строится на высоком уровне осознанности сотрудников и единой командной работе. В теории даже зарплаты сотрудники назначают друг другу коллективно, на практике — примеров единицы.
Волна докатилась и до России. Эксперимент по раскрытию всей финансовой отчетности ИТ-разработчик Mindbox проводит уже почти год. Одна из целей — мотивация сотрудников. Полет отличный, признает гендиректор и совладелец компании Александр Горник: «Полностью раскрыта вся финансовая информация — все сотрудники, объем дивидендов, баланс, займы, прибыль, убытки. Это стимулирует сотрудников расти и стараться повышать свою зарплату. Выручка на рубль зарплаты выросла, выручка на человека выросла еще больше, ухудшений каких-то метрик мы не видим, атмосфера намного лучше».
Основатели сервиса «Кнопка» остановились на полпути к так называемой бирюзовой компании, когда вместо менеджеров — коучинг и самоуправление, вместо KPI — цели и ценности. У них нет менеджеров, все сотрудники разделены на самоуправляемые «круги», открыть информацию о зарплатах хотели, но это не было ключевым, говорит Андрей Завьялов — его должность как на сайте, так и на визитке значится как «вождь»: «Мы не ставили цель дойти до высоких зарплат, мы никогда не делали это для того, чтобы просто сделать. Мне гораздо более важно было сделать процесс ведения бухгалтерии для клиентов еще более качественным, чем отвлекаться на гипотезу с открытыми зарплатами».
Сеть «Додо Пицца» готова внедрить систему открытых зарплат, но не во всей компании, признался ее создатель Федор Овчинников: «В пиццериях зарплата и так в принципе открытая, потому что там почасовая ставка. То есть в управляющей компании, которая делает интеллектуальный продукт среди системы, франшизы, бренда, это возможно реализовать — допустим, в командах разработчиков. Программисты делают один продукт, максимальная степень вот этой командной работы, доверия, сплоченности — это есть понимание, кто сколько зарабатывает и почему».
Все эти игроки небольшие, работают на современных рынках. По мере роста компании система открытых зарплат может навредить, а в случае с крупным бизнесом идея и вовсе утопична, уверен глава Jacobson Partners Дмитрий Акопов: «Допустим, простой рабочий, мастер и первое лицо крупного промышленного холдинга. Зарплата может быть действительно в десятки раз больше у первого лица, и наше общество пока не готово к тому, чтобы спокойно воспринимать такую большую разницу. Не делают это в больших компаниях для того, чтобы избежать конфликтов, лишних негативных эмоций, разговоров».
В корпорациях имеет смысл раскрывать информацию о зарплатных вилках на определенных ступенях и о способах перехода на следующий уровень, считают эксперты рынка труда. Самыми закрытыми останутся организации, которые опираются на работу индивидуальных игроков: дизайнеров, программистов, рекламщиков.
Зарплаты своих коллег знают более 80% работающих россиян, доходы руководителей известны менее половине. При этом восемь из десяти человек подписывают договор о неразглашении — это результаты опроса портала Superjob.