Экшен-камеры настроились на Китай
GoPro и Sony уступают российский рынок B-брендам
Первопроходцев на российском рынке экшен-камер GoPro и Sony резко потеснили китайские бренды. Общая доля продаж двух производителей, еще недавно деливших большую часть рынка, снизилась по итогам 2017 года до 25% в количественном выражении. При этом средняя цена на экшен-камеры достигла исторического минимума — около 9 тыс. руб., чему способствовал рост спроса среди непрофессиональной аудитории.
Объем российского рынка экшен-камер (разновидность цифровых видеокамер, предназначенных для съемки в условиях агрессивной окружающей среды и во время движения) за 2017 год составил 235 тыс. штук и 2,1 млрд руб., что соответственно на 50% и 11% больше, чем годом ранее, сообщили “Ъ” в компании «М.Видео», входящей в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева. При этом средняя цена снизилась на четверть по сравнению с 2016 годом, до 8,9 тыс. руб., что стало историческим минимумом.
Снижение средней цены ритейлеры объясняют расширением ассортимента в бюджетном ценовом сегменте. Спрос на камеры стоимостью до 7 тыс. руб. вырос к 2016 году вдвое. Развитие сегмента обусловлено также выходом моделей китайских B-брендов, включая SJCAM, DigiCare OneCam, X-Try и Smarterra, отмечают в «М.Видео». В «Связном» в числе таких брендов, вышедших на российский рынок, также называют Xiaomi. Одновременно на рынке появились и новые А-бренды, которые традиционно сильны в сегментах смартфонов и фото- и видеокамер, например Samsung и Nikon, указывают в «М.Видео».
Таким образом, если на конец 2015 года до 60% российского рынка экшен-камер в штучном выражении занимали вместе GoPro и Sony и массовый потребитель знал только этих производителей, то в 2016 году доля этих игроков уже снизилась до 40%, а в 2017 году GoPro и Sony суммарно заняли не более 25% рынка, констатируют в «М.Видео». Эти оценки подтвердили и в «Евросети». По информации источника “Ъ” на рынке электроники, по итогам 2017 года в количественном выражении на GoPro пришлось 17% рынка, на Sony — 8%. Лидирующие позиции заняла SJCAM — 21%, на Smarterra пришлось 16%, еще 6% и 5% пришлось на Samsung и X-Try соответственно, а 33% рынка заняли другие бренды.
В Samsung ожидают, что рост рынка продолжится, в частности, за счет устройств, которые позволяют снимать панорамное видео с обзором 360 градусов. «При этом потенциал развития зависит и от совместимости продукта с другими устройствами»,— отмечают в компании. На интерес к камерам с охватом 360 градусов рассчитывают и в Nikon, которая запустила такую линейку в 2016 году. «Если раньше экшен-камеры покупали только экстремальные спортсмены, то сегодня россияне берут экшен-камеры в путешествия, на мероприятия, в походы, чтобы отснять кадры и видео для размещения в социальных сетях»,— говорит менеджер по маркетинговым коммуникациям и связям с общественностью Nikon в России Сергей Симахин. В Sony комментарий не предоставили.
В 2017 году на рынке были представлены модели экшен-камер с новым функционалом, которые дают возможность делиться роликами в социальных сетях, быстро создавать видео из отснятых материалов с помощью приложений от производителя, это и дало рынку дополнительный стимул для роста, подтверждает руководитель департамента «Развлечения и фото/видео» в «М.Видео» Олег Резников.