«Ростех» летит на помощь
Госкорпорация консолидирует всю санитарную авиацию РФ
«Ростех» получил согласие Владимира Путина на создание единого оператора авиаработ для оказания скорой медицинской помощи. Стать им может СП госкорпорации и «Хели-драйв» «Национальная служба санитарной авиации». Она должна консолидировать более 200 уже работающих медицинских машин и закупить у «Вертолетов России» (входят в «Ростех») 104 вертолета «Ансат». Но ФАС настаивает на проведении конкурса по выбору исполнителя, а операторы санитарной авиации опасаются, что новый посредник может оттянуть на себя и без того небольшие ресурсы господдержки отрасли.
Владимир Путин поддержал план создания единого оператора авиационных работ для оказания скорой экстренной медицинской помощи по всей России, рассказали “Ъ” источники в отрасли. Соответствующая резолюция была поставлена на письмо главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Госкорпорация предлагает создать «гарантирующего поставщика» единой системы санитарной авиации, в качестве которого готово выступить АО «Национальная служба санитарной авиации» (АО НССА).
По данным собеседника “Ъ” в отрасли, АО НССА должно быть назначено единственным исполнителем авиационных работ, получить более 200 воздушных судов в медицинской комплектации и синхронизировать работу с экстренными оперативными службами по номеру 112 в субъектах РФ. В рамках специнвестконтракта «Ростех» «создаст условия производства» 104 модернизированных вертолетов «Ансат» в медицинской комплектации своими дочерними «Вертолетами России». До 2035 года в рамках проекта предполагается создать точки базирования санитарных воздушных судов, сеть мобильных топливно-заправочных комплексов и вертолетные площадки в более чем 1,5 тыс. медучреждений.
В «Ростехе» “Ъ” уточнили, что «компетенции НССА» позволяют начать работы со второго квартала 2018 года. Реальные сроки запуска проекта стоимостью 30 млрд руб. определит правительство.
АО НССА на 25% принадлежит структурам «Ростеха» — АО «Рычаг», 75% которого владеет «Радиоприборснаб», входящий в КРЭТ. 75% НССА владеет Фонд развития санитарной авиации, президент которого, Иван Яценко, раньше владел 100% петербургской группы «Хели-драйв». Сейчас он остается совладельцем «Хели-драйв Северо-Запад». «Хели-драйв» теперь принадлежит Ольге Ткаченко и Денису Климову, совладельцам ООО «Проектпроторг». Руководителю ООО Сергею Кастюку принадлежит Фонд развития санитарной авиации.
Как пояснили в «Ростехе», планируемые инвестиции в проект — исключительно внебюджетные, от самой госкорпорации, частных инвесторов и банков. Затраты включают строительство в течение трех лет авиационной инфраструктуры, закупку воздушных судов. «Хели-драйв», говорят в «Ростехе», имеет серьезный опыт в сфере санитарных авиаперевозок — с 2014 года компания реализует пилотный проект в Ленинградской области вместе с МВД, Минздравом и правительством региона.
По данным “Ъ”, потребность в услугах санитарной авиации составляет от объема всей экстренной медицинской помощи в РФ 30% в европейской части страны и до 50–80% в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом 80–85% территории страны имеет доступ к санитарной авиации, на дежурстве находится около 200 вертолетов. В большинстве своем используется Ми-8 и его варианты, также американские и европейские Bell и Eurocopter, а с 2017 года — новый российский «Ансат».
Но парк санитарной авиации в РФ сильно изношен, подчеркивают в госкорпорации, для перевозок часто используются машины возрастом 20–35 лет, при этом загруженность региональных бюджетов не позволяет создавать и содержать новую авиационную инфраструктуру. Эксплуатанты используют разные расценки на услуги — стоимость летного часа в соседних регионах может отличаться в 1,5–2 раза, добавляют в «Ростехе». «Применение единой методологии и централизация функций оптимизируют стоимость летного часа»,— заверил директор инфраструктурных проектов госкорпорации Виктор Кирьянов. Гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский сообщил “Ъ”, что для пополнения парка НССА до конца 2020 года холдинг поставит 104 модернизированных вертолета «Ансат» и 46 Ми-8 с медицинскими модулями. В Минэкономики, Минтрансе, Минздраве и «Хели-драйв» на запросы “Ъ” не ответили.
Владимир Путин поручил правительству заняться развитием санитарной авиации еще в 2013 году. В конце 2016 года президиум Совета при президенте по приоритетным проектам утвердил паспорт проекта для обеспечения экстренной медицинской помощи в труднодоступных районах (34 субъекта).
Заказчиком выступил Минздрав, в целом в 2017–2020 годах на проект выделяется 10,2 млрд руб. «Ростех» впервые заявил об идее создать единого оператора экстренной медицинской помощи в конце 2017 года.
В то же время у проекта есть и противники. По данным “Ъ”, при обсуждении идеи ФАС (там не ответили на запрос “Ъ”) предлагала отбирать оператора на конкурсной основе. Собеседники “Ъ” на рынке санитарной авиации также считают назначение единственного исполнителя проекта без конкурса «нарушением принципа открытого конкурентного рынка». «Наличие одного игрока в этой сфере, скорее, уменьшит объемы предоставляемых услуг»,— уверен один из собеседников “Ъ”, а другой подчеркивает, что создание координатора, который будет только распределять ресурсы и технику между исполнителями-подрядчиками, приведет только к трате ресурсов на оплату его работы. В результате сократится количество летных часов и дежурство непосредственно в регионах, считают источники “Ъ”.
Директор экспертной группы VETA Дмитрий Жарский говорит, что в Евросоюзе есть как частные, так и государственные операторы санитарной авиации, работающие за счет смешанного финансирования. В Швейцарии, например, действует один крупный частный оператор, перевозящий всех пациентов: 60% затрат компенсирует государство, а 40% — страховая компания пациента. Господин Жарский считает, что власти РФ могли бы взять за основу опыт США, где наиболее развита система частных санитарных авиапарков, которые существуют в каждом штате.