Главное в тени громкого
В Нью-Йорке раздали Grammy
В Нью-Йоркском зале Madison Square Garden прошла 60-я церемония вручения наград Национальной академии звукозаписи США. Триумфатором премии стал певец Бруно Марс, который победил в трех из четырех главных номинаций — «Запись года», «Песня года» и «Альбом года». Номинированные альбомы, в записи которых приняли участие Дмитрий Хворостовский и Валерий Гергиев, Grammy не получили, однако имена россиян в списках победителей все же есть. Рассказывает Борис Барабанов.
Церемония Grammy делится на две части. Вторую, помпезную, тщательно срежиссированную, с красной дорожкой, показывают по ТВ. А первая существует в тени второй. В ходе этой «предварительной» церемонии раздают граммофончики в большинстве из 84 номинаций, в частности в «технических» номинациях вроде «Лучшего оформления альбома» и «Лучшего альбома с Surround Sound». Главные звезды на этом мероприятии появляются редко: готовятся к телеэфиру. Но именно здесь чествуют профессионалов, создающих музыкальную материю, которая нас окружает — а она состоит не только из хитов с миллиардами просмотров вроде «Despacito». Он, кстати, не выиграл ни в одной из номинаций, в которых был представлен. Как сказал на прошедшей церемонии лидер пуэрто-риканской группы Residente, «я посвящаю эту награду всем, кто делает музыку не ради цифр».
Кроме него прошедшим вечером на Premiere Ceremony победителем в номинации «Лучший продюсер» объявили Грега Керстина, работавшего над записями Foo Fighters, Кендрика Ламара, Бека и Ноэла Галлахера. Здесь дали приз за лучшее исполнение традиционной американской музыки блюз-роковой группе Alabama Shakes за песню «Killer Diller Blues» из проекта American Epic, в рамках которого современные артисты записывали музыку при помощи аппаратуры прошлого века. В электронно-танцевальных номинациях здесь отметили концертный альбом немецкой группы Kraftwerk, что звучит, конечно, смешно: сама философия Kraftwerk состоит в том, что машины всегда играют одинаково. Еще одна причуда Grammy: в номинации «Лучшее рок-исполнение» выиграл Леонард Коэн с песней «You Want It Darker», которая вышла в виде сингла 21 сентября 2016 года. Несмотря на то что на нынешней церемонии соревновались песни, вышедшие в промежутке с 1 октября 2016 по 30 сентября 2017 года, покойный бард все же был отмечен наградой. Почтили статуэткой и память актрисы Керри Фишер — принцессы Леи из «Звездных войн». Она успела начитать в микрофон свои мемуары, и теперь родственники получили ее Grammy в номинации «Лучший альбом spoken word».
На «пре-Grammy» выступила рэп-металлическая группа 59-летнего Айса Ти, однако в номинации «Лучшее исполнение металла» ветераны проиграли группе Mastodon. В рок-номинациях также отличились Foo Fighters и The War On Drugs.
Здесь же, на Premiere Ceremony, стало известно, что ни последний альбом Дмитрия Хворостовского «Отчалившая Русь», в который вошли песни Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина, ни запись оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок», осуществленная оркестром и хором Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, в своих номинациях Grammy не получили. Зато граммофончик выиграл 26-летний пианист из Нижнего Новгорода Даниил Трифонов. В номинации «Лучший классический альбом с солирующим инструментом» отмечен альбом «Transcendental», где он играет произведения Ференца Листа. Многие российские комментаторы, освещавшие процесс подготовки к Grammy, даже не заметили его имя в списках номинантов: оно оказалось в тени более знаменитых Гергиева и Хворостовского. А Трифонов оказался сильнее своих соперников. Стоит отметить, что его альбом выпущен легендарной компанией Deutsche Grammophon.
Еще одна русская фамилия, прозвучавшая в этой части церемонии,— Путин. Композитор Рэнди Ньюман получил приз как лучший аранжировщик за песню «Putin», вошедшую в его альбом «Dark Matter». Это действительно песня о российском президенте. Ньюман написал ироничный текст, в центре которого человек, судя по всему по-настоящему его впечатляющий.
Основная церемония расставила все точки над i. В трех из четырех главных номинаций — «Запись года», «Песня года» и «Альбом года» — победил Бруно Марс. За бортом остались Чайлдиш Гамбино, Джей-Зи и Кендрик Ламар. В номинации «Лучший новый артист» выиграла канадская певица 21 года от роду Алессия Кара.
U2 выступили на воде. Трансляция шла с платформы, которую установили посреди Гудзона, с видом на статую Свободы. Непонятно было, как они играли — холод пробирал даже тех, кто сидел у экранов ТВ. Не понятно, как их не сдуло, как платформа оставалась в горизонтальном положении. И еще на сцене, установленной на воде, вообще не было проводов, мониторов и прочей второстепенной техники. U2 не перестают удивлять: картинка была буквально открыточная. Впрочем, сообщают, что это выступление U2 записали заранее.
Много внимания уделили Стингу, который долго был вне фокуса внимания Grammy. Он сейчас активно рекламирует свой новый альбом, записанный совместно с исполнителем дэнсхолла Шэгги. На троих с ведущим церемонии и шоу Carpool Karaoke Джеймсом Корденом они сняли сюжет «Carpool Karaoke спускается в метро». Юмор был в том, что в Нью-Йорке в метро никто не хотел слушать ни одного из троих. Следующим номером была «Englishman in NY» на сцене Madison Square Garden. Во время песни к Стингу присоединяется Шэгги, и этот давно сбитый летчик все равно радовал больше, чем весь рэп-истеблишмент в первых рядах.
На недавней церемонии «Золотого глобуса» женщины сплотились вокруг новых феминистских идей и даже выбрали себе униформу: пришли в черном. В мире поп-музыки пока нет своего Харви Вайнштейна, Кевина Спейси или Луи Си Кея. Женщины — соль шоу-бизнеса, их здесь носят на руках. О покушениях на их честь и достоинство говорят мало. Все остается в стенах кабинетов, гримерок и гостиничных номеров. Тем не менее накануне церемонии были слышны призывы к певицам прийти с белыми розами на одежде и тем самым подчеркнуть приверженность идеалам #MeeToo.
Певица Жанель Монэ со сцены Madison Square Garden двинула сильную речь о правах женщин в шоу-бизнесе. Ее спичрайтеры, конечно, нашли слова, после которых человечество должно было осознать глубину проблемы и проникнуться к состраданием к женщинам поп-индустрии. Затем с песней «Praying» выступила певица Кеша, одна из немногих на эстраде, кому есть что сказать по теме: у нее действительно был громкий судебный процесс с продюсером Доктором Люком, распускавшим руки. Песня как раз этой истории и посвящена: Кеша рассказывает в ней о том, как продюсер чуть не довел ее до самоубийства. Впрочем, Доктор Люк по-прежнему в седле: продюсирует Азилию Бэнкс и Не-Йо. А песня, как это всегда бывает, когда поп-барышни хотят поговорить о серьезном, получилась скучнейшая.