Поселок чемпионов
Никита Аронов и Анатолий Жданов нашли в глубинке бильярдную столицу
Как маленький поселок стал одной из бильярдных столиц России, разбирался "Огонек"
Все фойе сельского клуба занимают два бильярдных стола. Один старый, советский, 10-футовый из ДСП, такие до сих пор попадаются в домах культуры. Другой — профессиональный, 12-футовый, с резными деревянными ножками и кожаными ремешками луз — диковинно смотрится в помещении с облезлым потолком и потертым полом.
Есть еще отдельная бильярдная, под которую отведено все левое крыло клубного здания. Там над столом нависают конические зеленые лампы, стены украшают награды, портреты бильярдистов и репродукция картины британского художника XIX века Генри О'Нила "Бильярдная комната", которую местные три года назад привезли в качестве трофея из Омска. Даже три старых письменных стола в углу, где любят сыграть в козла деревенские картежники, накрыты старым зеленым сукном, что придает им торжественный бильярдный вид.
Здесь, в поселке Центральная Усадьба совхоза "Пугачевский" в Аннинском районе Воронежской области, наверное, самая большая в стране плотность бильярдных столов на душу населения — три штуки на 650 жителей. Каждый день, в любую погоду, кроме понедельников, когда клуб закрыт, деревенские собираются к 6 вечера и несколько часов закатывают шары в лузы.
За бильярдным столом стираются все возрастные и социальные различия. Тут сражаются в русскую пирамиду 27-летний водитель Сергей и 71-летний пенсионер Василий Михайлович. Бывший личный шофер Вячеслав не дает спуску директору сельхозпредприятия Александру Анатольевичу, а строитель Эдуард и богатый предприниматель из соседнего села Александр Федорович становятся близкими товарищами и постоянными соперниками.
Собирается обычно человек 20. Самое бильярдное время, естественно, зима, когда сахарную свеклу с полей уже убрали, а посевная еще не началась. Раньше всю зиму чинили технику, но после перехода на импортные трактора и комбайны свободное время появилось даже у техников. На ферме с коровами работы, конечно, весь год хватает, но доярки на бильярде не играют.
— Так получается, что эта игра мужская,— говорит директор клуба Татьяна Кузьмина.— Вот и у меня в семье и муж играет, и сын младший раньше играл. А мне неинтересно, я пою.
Художественная удача
— В 1962 году за успехи в соцсоревновании совхозу подарили бильярдный стол,— излагает историю зарождения пугачевского бильярда Александр Волченко.— А в 80-м году купили новый. Была такая статья "соцкультмероприятия", и если к концу года деньги по ней не истратишь, то получишь по шапке. И вот, чтобы потратить деньги, сюда купили духовой оркестр, два аккордеона, три баяна, балалайки и бильярд за тысячу рублей.
Этот пожилой, полный, одноглазый (что не мешает ему быть одним из лучших местных бильярдистов) мужчина почти 40 лет заведовал домом культуры. И даже после ухода на пенсию учил благородной игре местных школьников.
— В 70-80-е годы я не закрывал клуб до 11 часов вечера,— вспоминает он.— И к бильярду всегда стояла такая очередь, что если проиграешь и вылетишь, то до закрытия сыграть второй раз уже не успеешь.
— Я с 5-го класса играл, нас взрослые прогоняли, когда приходили,— рассказывает бывший водитель Вячеслав Нефедов.— А после школы на правах рабочего стал играть уже по-настоящему.
Кий был один на всех.
— Прошлому директору все было до фени,— разводит руками Волченко.— Но когда совхоз возглавил Анатолич, все изменилось.
Анатолич — это Александр Анатольевич Лепинский, бывший председатель совхоза, а с тех пор, как совхоз стал филиалом агрохолдинга,— директор филиала. Он страстно увлекался игрой еще с детства. А возглавив в 1999-м хозяйство, стал часто бывать по делам в Воронеже и сделался завсегдатаем местных бильярдных. Оттуда директор привозил односельчанам всякие хитрые приемы — до того все играли просто, по-деревенски. В начале нулевых за зеленым сукном в Доме офицеров в Воронеже директор случайно познакомился с тренером детской спортивной школы.
— Тот удивился: у вас в деревне еще стол стоит? А не хотите ли открыть филиал нашей школы? Перед спортивными школами тогда стояла задача открывать филиалы,— поясняет Александр Лепинский.
Директор с радостью согласился. Но на советском 10-футовом столе растить спортсменов нельзя. А профессиональный стол стоил тогда 4 тысячи долларов. Где взять такие деньги? Помог случай.
— Приехал человек из Воронежа и сказал, что хочет купить картину, которая висит у нас у входа в актовый зал, за 5 тысяч рублей. Там были нарисованы парень с девушкой на лугу с гитарой. А мы сказали, что продадим ее только за 4 тысячи долларов, потому что нам нужна была именно это сумма. И началась торговля,— вспоминает Александр Лепинский.
Оказывается, работы воронежского художника Василия Комолова, которые совхоз когда-то покупал для клуба по 75 рублей за штуку, здорово выросли в цене после смерти живописца. Коллекционер стал приезжать в поселок каждый месяц, раз за разом повышая цену. Через год покупатель заплатил полную сумму.
Скоро в деревню привезли профессиональный бильярдный стол с каменной плитой. Сразу стало понятно, что дощатые полы клуба эту махину в тонну весом не выдержат. Тогда совхозные строители залили под столом бетонное основание метровой толщины.
— В 2005 году у нас официально открылся филиал спортшколы,— рассказывает Александр Волченко.— Я ездил на семинары в спортшколу в Воронеж, учился.
Когда в секцию стало ходить 15 детей, в поселке поняли, что пора покупать еще один профессиональный стол. К счастью, в клубе оставалось еще три картины: самая ценная — "Ленин в Разливе" того же Комолова. Воронежский коллекционер охотно купил их все скопом.
— Может, мы и продешевили,— рассуждает Александр Волченко,— но тогда их у нас просто своровали бы. А пока они тут висели, никто на них дюже внимания не обращал.
Зато с двумя столами появилась возможность проводить соревнования. И уже семь лет в Пугачевском клубе проходит традиционный рождественский турнир.
Чемпионка
Первый раз в секцию набрали старшеклассников. Но они окончили школу и тут же разъехались. Осознав ошибку, сельские бильярдисты принялись учить младших школьников. И уже в 2008 году три девушки из Пугачевского поехали на юниорский турнир в Омск, где заняли все три первых места. Одной из них стала Екатерина — племянница Александра Лепинского.
— Мой папа, как и дядя, очень увлекался бильярдом. Еще в 9 лет отец стал каждый день после обеда запирать меня в этом зале. Говорил: хочешь — играй на бильярде, хочешь — так сиди,— вспоминает спортсменка.— Я стала играть — интересно же. Потом отец выезжал со мной на турниры и ругался, когда я маленькая проигрывала. Но теперь я ему за все это благодарна.
К 2011 году Екатерина стала одной из самых сильных российских юниорок, заняла первые места на нескольких серьезных соревнованиях. Ей дали мастера спорта.
Вершина ее карьеры — победа в турнире Prince Open 2014 года (приравнивается к чемпионату мира и предполагает солидные призовые).
Но большой спорт так и не оторвал девушку от корней. Мужа она нашла в родном селе. Его зовут Александр, работает слесарем на току. Екатерина родила дочку Арину, что не помешало ей возглавить секцию бильярда.
Первый дивизион
Впрочем, бильярду покорны все возрасты. Бывший директор соседнего колхоза из села Хлебородного Николай Незнамов приохотился к игре уже в 54 года.
— Теперь он на пенсии и научился играть на очень хорошем уровне,— рассказывает Александр Лепинский.— Мы его часто берем на соревнования ветеранов. Правда, жена у Николая Ивановича — директор школы, властная женщина. И после ухода на пенсию она ему хвост прижала, не очень-то отпускает.
Строитель Эдуард Брюшков начал играть после того, как переехал в поселок ко второй жене. Сам он из большого соседнего села Садового, но там в клубе бильярда нет. Так что впервые Эдуард взялся за кий в 31 год.
— Как-то друг затащил меня в клуб в карты поиграть. Смотрю — все шары забивают. Решил попробовать. Сейчас это уже как болезнь стало. День не поиграю, и мне плохо,— признается Эдуард.
Увлекшись сам, он привел в клуб приемную дочь Дашу Дорохину. Сейчас она кандидат в мастера спорта, учится в Воронеже. А общий с женой сын, пятилетний Арсений, уже достает из луз шары и просит папу смастерить ему маленький кий.
— Я ему планирую сделать подставку, чтобы он почувствовал стол. Даша у меня тоже сама до стола не доставала, когда дядя Саша начал ее учить,— говорит Эдуард.
Сам "дядя Саша" Волченко в свои 68 лет тоже старается играть хотя бы часок в день. Если больная жена отпускает. Другой сильнейший пугачевский бильярдист, Вячеслав Нефедов, болеет. Но в перерывах между операциями он раз за разом возвращается к столу.
— Слава нас "причесывает" всех. Звоним ему в больницу после очередной операции, а он говорит: сейчас выйду и будем снова играть,— рассказывает Эдуард.
Самые заядлые игроки тренируются в бильярдном зале дома культуры. А все остальные, "второй дивизион", делают это в фойе.
Раз в неделю, по пятницам, к "первому дивизиону" присоединяется предприниматель из Садового Александр Гладких. Он чисто выбрит и дорого одет. Раньше поставлял топливо в кредит сельхозорганизациям. Однажды, в пору наибольшего преуспеяния, Александр Федорович проиграл в бильярд за раз полмиллиона рублей. Дома у него есть даже профессиональный 12-футовый бильярд, не хуже, чем в здешнем клубе. Но что толку все время играть одному?
— Мы с Федоровичем постоянно бьемся. Раньше у него ого-го какой уровень был, а я пытался забить все, что попало, подставлялся и проигрывал. А теперь мы на равных,— говорит Эдуард.
Хотя Александр Гладких и Эдуард выросли в одном селе, всерьез они сдружились только за бильярдным столом в Пугачевском. Теперь вместе ездят по всем окрестным соревнованиям и периодически побеждают.
— Вчера с Эдуардом играли в Воронеже,— рассказывает Александр Гладких.— А в феврале с ним и с Анатоличем планируем в Москву на турнир ветеранов.
Пугачевская бильярдная сборная уже успела показать себя на всю страну. В 2014 году пугачевцы представили Воронежскую область на Всероссийских соревнованиях по бильярду среди сельских спортсменов в Омске и заняли первое место.
Но второй раз в 2015-м победа пугачевцам уже не досталась, только шестое место. Приехали мастера спорта из райцентров.
— Мы столкнулись с командами из населенных пунктов по 80 тысяч жителей. А у нас во всем районе 46 тысяч живет! — рассказывает Александр Лепинский.— Нам прямо сказали: если допускать до соревнований только такие деревни, как наша, то мы сами с собой играть будем.
Спортивная конкуренция
Школьный физрук Павел Кузьмин появляется за бильярдным столом редко. Он предпочитает волейбол и поэтому считается главным врагом бильярда.
— Волейбол тянет одеяло на себя,— сокрушается Александр Лепинский.— Тем, кто хочет заниматься бильярдом, учитель ставит плохие оценки. Мол, надо хороший волейбол в район вывезти. Сколько он Дарье Дорохиной когда-то палок в колеса вставлял, потому что она высокая и нужна была ему в команде!
— Многие ребята побросали бильярд, ушли в волейбол,— сетует Александр Волченко.— А если подумать, так именно у нас можно получить разряд. У меня 10 медалистов. Просто физрук бильярд на самом деле спортом не считает.
Но если послушать самого Павла Кузьмина, то это наоборот: бильярд отнимает у него способных детей.
— У меня есть кружок по настольному теннису. Тренировки одновременно с бильярдными. Часть детей поиграет в бильярд и прибегает на теннис за 10 минут до конца,— возмущается учитель.
Если битву за младших школьников физрук пока проигрывает, то старших он уже сумел переманить в волейбол.
— Я в армии сразу показал себя хорошим волейболистом, учил старослужащих, и это сильно облегчило мою службу,— объясняет учитель.
Но ведь и бильярд помогает пугачевцам в жизни! Например, когда здешняя уроженка, будущая сериальная актриса Татьяна Бояркина уехала в Воронеж учиться в академии искусств, она выиграла в бильярд шубу.
Тихое соперничество между бильярдом и волейболом не перерастает в открытую вражду только потому, что директор предприятия Александр Лепинский вообще-то и сам играет в волейбол. Они с Павлом Кузьминым нападающие в одной команде, вместе ездят на соревнования. Еще неугомонный Александр Анатольевич занимается шахматами, городками, армрестлингом и фотографией. А последнее время увлекся скандинавской ходьбой. Под его влиянием с десяток пугачевских бабушек каждый день в 5 вечера ходят по деревни с палками.
— Я считаю, что у человека без увлечений нет интереса к жизни. И подчиненным с ним скучно,— объясняет директор-- Я на наряде каждое утро мужикам говорю: мне люди без увлечений не нужны. Так что пробуйте себя в разном: в шахматах, в бильярде, в волейболе. Заодно, когда на пенсию уйдете, не помрете через неделю от скуки из-за того, что жизнь закончилась.
— Весь наш бильярд держится на том, что Анатолич — бильярдист,— рассуждает Александр Гладких.— На одном столе сукно перетянуть — 70 тысяч отдай. Никто без него на это денег не выделит.
Но Александр Анатольевич уверен, что бильярд в деревне укоренился раз и навсегда:
— Во-первых, я и сам тут еще долго просижу. А во-вторых, сын на смену растет.
Старший сын Женя действительно года три назад вернулся в деревню из Воронежа. Получил аграрное образование, сидит в приемной отца, перенимает опыт, а по вечерам практикуется с кием. Бильярдисты говорят, у Лепинского-младшего получается неплохо.
— В городе-то я горным велосипедом увлекался,— признается он.— А здесь взялся за бильярд. Потому что у нас это национальный вид спорта.