«Магнит» теряет притягательность
У ритейлера сократилась прибыль
Второй в России по объемам выручки ритейлер — «Магнит» не выплатит своим акционерам дивиденды по итогам 2017 года: последний раз подобное случалось семь лет назад. Такое решение сети разочаровало держателей акций, как, впрочем, и финансовые показатели за прошлый год, по итогам которого чистая прибыль розничной компании сократилась на 34,7%, до 35,53 млрд руб. Аналитики связывают происшедшее с осторожностью потребителей и высокой долей промоакций.
Выручка «Магнита» за 2017 год оказалась ниже ожиданий: рост составил 6,37%, до 1,143 трлн руб., по сравнению с 2016 годом. Еще в октябре 2017 года ритейлер прогнозировал рост выручки на 8—10% в рублевом выражении по итогам года. Это самые низкие темпы роста выручки за всю публичную историю компании. По итогам 2017 года у «Магнита» снизились и сопоставимые продажи — на 3,37%. Хотя за весь прошлый год сеть открыла 2291 магазин, увеличив торговую площадь на 13,56%, до 5,75 млн кв. м, показатель EBITDA снизился на 14,86%, до 91,775 млрд руб., чистая прибыль упала на 34,7%, до 35,53 млрд руб. В четвертом квартале 2017 года сеть получила прибыль 7,859 млрд руб., что на 41,7% ниже, чем за аналогичный период 2016-го. После публикации отчетности за день котировки акций «Магнита» на Лондонской фондовой бирже упали на 10,33%. В пятницу на момент закрытия торгов капитализация ритейлера составила $11,72 млрд.
Финансовый директор компании Хачатур Помбухчан в ходе конференц-колла с инвесторами сообщил, что в 2018 году компания может не выплатить дивиденды (впервые с 2011 года) и что «Магнит» прогнозирует по итогам 2018 года рост выручки на 7—9%. Во второй половине 2018 года «Магнит» рассчитывает выйти в ноль по сопоставимым продажам, уточнил топ-менеджер.
В наступившем году компания запланировала открыть около 2220 магазинов (1500 в формате «у дома», 700 косметических и 20 магазинов «Магнит Семейный»), не менее 1200 магазинов планируется обновить. Капитальные затраты составят 55 млрд руб. (в 2016 году — 90 млрд руб.). В ноябре 2017 года «Магнит» привлек около 44 млрд руб., что породило слухи о возможном желании ритейлера приобрести кого-то из конкурентов. Во время общения с инвесторами Хачатур Помбухчан заявил, что у «Магнита» нет планов по M&A. Но член правления «Магнита» Илья Саттаров не исключил возможности приобретения небольших региональных сетей.
В наступившем году капитальные затраты на открытие новых и обновление существующих магазинов составят 55 млрд руб. (в 2016 году — 90 млрд руб.).
«Магнит» — второй в России после X5 Retail Group ритейлер по объему выручки — основан в 1994 году Сергеем Галицким. По состоянию на 31 декабря 2017 года сеть насчитывала 12 125 магазинов в формате «у дома», 243 гипермаркета, 208 магазинов «Магнит Семейный» и 3774 магазина «Магнит Косметик».
«Это ужасный результат, особенно что касается снижения EBITDA»,— прокомментировал один из миноритарных акционеров «Магнита». Несмотря на то, что в последние два года в развитие сети было инвестировано достаточно средств, компания проигрывает конкурентам, и другого инструмента, кроме как снижать цены, у нее нет, считает собеседник „Ъ“. Улучшений показателей «Магнита» вряд ли стоит ожидать в первой половине 2018 года, предупреждают эксперты инвесткомпании «Ренессанс Капитал». Этого мнения придерживаются и аналитики инвесткомпании «Атон». По прогнозам «Ренессанс Капитала», по итогам 2018 года EBITDA сети может сократиться на 7,5%. Важно следить, куда направит «Магнит» привлеченные в конце 2017 года средства, советуют аналитики инвесторам. «Все ключевые сети сталкиваются с крахом рынка, и мы ожидаем, что показатели сектора четвертого квартала 2017-го и первого квартала 2018-го могут разочаровать (инвесторов. — „Ъ“), даже если операционные показатели кажутся здоровыми»,— пишут в своем отчете аналитики «Атона». По их мнению, это связано с рядом факторов, например с низкой инфляцией продуктов питания, небольшой долей обновленных магазинов, осторожностью потребителей, высокой долей промоакций и серьезной конкуренцией.