Сбербанк просчитывает турецкие риски
Дочерний DenizBank может быть продан
Сбербанк может продать свою крупнейшую зарубежную «дочку» — турецкий DenizBank. Об этом сообщают источники “Ъ” и иностранных информационных агентств. Правда, переговоры находятся в начальной стадии, и Сбербанк пока «щупает рынок». По мнению экспертов, экономические причины продажи банка неочевидны. Не исключено, что расстаться с самым прибыльным иностранным активом Сбербанк готов, чтобы избежать политических рисков, связанных с Турцией.
О том, что Сбербанк изучает вопрос продажи турецкого DenizBank, сообщило агентство Reuters со ссылкой на свои источники. По данным агентства, заинтересованность в покупке крупнейшей «дочки» Сбербанка уже высказали банки стран Персидского залива и Китая. В числе интересантов назывался, в частности, банк Emirates NBD PJSC — один из крупнейших банков Объединенных Арабских Эмиратов. Источники “Ъ”, в том числе близкие к группе Сбербанка, подтвердили эту информацию. «Переговоры находятся в начальной стадии. По сути, вопрос только изучается, Сбербанк “щупает” рынок»,— сказал один из собеседников “Ъ”.
Президент Сбербанка Герман Греф, 25 сентября 2017 года
Мы ни одного дня не пожалели, что мы совершили эту покупку. Это, наверное, самый наш профитабельный и самый ликвидный актив
В Сбербанке отказались от комментариев. «Мы не даем каких-либо комментариев на эту тему»,— заявил представитель DenizBank. Получить комментарии Emirates NBD “Ъ” не удалось.
Турецкий DenizBank, приобретенный Сбербанком в 2012 году за $3,5 млрд,— крупнейшая иностранная «дочка» группы. При этом еще осенью 2017 года глава Сбербанка Герман Греф называл DenizBank «самым ликвидным и прибыльным активом за рубежом» и отмечал, что Сбербанк высоко оценивает перспективы развития своего бизнеса на турецком рынке.
DenizBank входит в топ-10 крупнейших в Турции. Имеет 738 отделений и около 15 тыс. сотрудников. Согласно отчетности за девять месяцев 2017 года, DenizBank получил 1,4 млрд турецких лир чистой прибыли ($0,4 млрд). Его активы на 30 сентября 2017 года составляли 151,98 млрд турецких лир (около $42,7 млрд). За пять лет Сбербанк и DenizBank инвестировали в экономику Турции $6,8 млрд и реализовали около 60 крупных проектов. Общий приток рублевых средств в Россию через DenizBank составляет $850 млн ежегодно.
По мнению экспертов, экономических предпосылок для продажи DenizBank нет. «С 2013 года DenizBank заработал около 5,9 млрд турецких лир чистой прибыли (исходя из отчетности за девять месяцев 2017 года), или порядка $1,5 млрд, таким образом инвестиции Сбербанка в этот актив еще не окупились,— отмечает аналитик S&P Сергей Вороненко.— Поэтому с финансовой точки зрения продажа не выглядит логичной». При этом сам банк, по крайней мере исходя из публичной отчетности, имеет хорошие бизнес-показатели, и хотя экономическая целесообразность продажи неочевидна, Сбербанку будет несложно найти покупателей на этот актив, продолжает эксперт. По его словам, любые сделки с такими крупными банками носят договорной характер и оценить возможную цену продажи затруднительно, во многом это зависит от срочности продажи актива.
По словам собеседников “Ъ”, подтолкнуть Сбербанк к продаже своей «любимой иностранной “дочки”» могли политические риски.
В 2015 году отношения между Россией и Турцией ухудшились после того, как Анкара сбила российский военный самолет, впрочем, в дальнейшем ситуация стабилизировалась. Однако в конце прошлого года DenizBank оказался втянут в политический скандал, связанный с проведением операций в Иране в обход санкций США. Информацию о подобных сделках предоставил в конце ноября на суде в США ирано-турецкий предприниматель Реза Зарраб, который признал себя виновным в нарушении санкций против Ирана. Обвиняемый раскрыл следствию схему доставки в Иран денежных средств путем незаконной продажи золота турецким Халкбанком (Halkbank) в Дубай и назвал DenizBank одним из участников этой схемы. В банке, впрочем, причастность к незаконным схемам перевода денежных средств и золота Ирану опровергали.