Татарским активистам утвердили экстремизм

ВТОЦ не смог оспорить предупреждение прокурора

Вахитовский райсуд Казани признал законным предупреждение Всетатарскому общественному центру (ВТОЦ) от прокурора Татарстана Илдуса Нафикова. Надзорные органы обнаружили признаки экстремизма в том, что ВТОЦ предлагал сделать татарский язык единственным государственным в республике и издавал свои решения на одном языке. Татарские активисты намерены обжаловать решение в Верховном суде Татарстана. Они считают, что предупреждение «может стать поводом для ликвидации организации».

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Вахитовский райсуд Казани отказался удовлетворить иск ВТОЦ о признании незаконным предупреждения прокурора Татарстана Илдуса Нафикова «о недопустимости осуществления экстремистской деятельности». Претензии ведомства возникли в связи с тем, что ВТОЦ «осуществляет свою деятельность и издает решения лишь на татарском языке». Кроме того, организация распространила обращение к депутатам Госсовета Татарстана и Госдумы, в котором, по данным прокуратуры, потребовала сделать татарский язык единственным государственным в республике. Господин Нафиков указывал, что в обращении содержатся «признаки информации, направленной на возбуждение розни по признаку „отношение к языку“», ВТОЦ стремится «ограничить права и законные интересы русскоговорящих граждан». Также в прокуратуре напомнили, что в мае 2017 года экстремистским было признано отделение Татарского общественного центра в Набережных Челнах, а летом по ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды» было возбуждено дело по деятельности самого ВТОЦ. Илдус Нафиков предупредил, что, если нарушения законодательства не будут устранены либо повторятся в течение года, ВТОЦ «подлежит ликвидации в судебном порядке».

«Все, что указано в предупреждении, не попадает под определение экстремизма»,— заявил в суде председатель ВТОЦ Фарит Закиев. Он напомнил, что, согласно конституции Татарстана, русский и татарский язык являются равноправными в республике. При этом ВТОЦ печатает свои резолюции и обращения на двух языках, только на татарском ведутся протоколы заседаний ВТОЦ. «Это я не считаю нарушением. Требование того, чтобы протоколы дублировались на двух языках, уникальное. Десятки татарских организаций ведут их на татарском языке, и никому такие претензии не были предъявлены»,— подчеркнул господин Закиев. Он намерен обратиться в Конституционный суд РФ «насчет необходимости дублирования на русский язык»: «Это очень спорный вопрос. Тем более это не может быть поводом для обвинения в экстремизме».

Фарит Закиев сообщил суду, что ВТОЦ никогда не требовал сделать татарский язык единственным государственным в республике. По его словам, обращение к депутатам «не содержало никаких призывов», а лишь «приглашало к дискуссии, как спасти татарский язык». Что касается уголовного дела по ст. 282, то господин Закиев и его адвокат уточнили, что оно возбуждено в отношении «неустановленных лиц», расследование не завершено. «Это не может служить основанием для предупреждения. А может, нас оправдают?» — сказал господин Закиев.

Принадлежность к ВТОЦ признанного экстремистским набережночелнинского отделения Фарит Закиев отрицает. Считавшийся его лидером Рафис Кашапов (отсидел три года в колонии за публикации против присоединения Крыма к РФ) также присутствовал на заседании суда, однако по данному делу не выступал. На заседание поддержать ВТОЦ пришли около двух десятков активистов. Некоторые из них выступили в качестве свидетелей. Экс-депутат Госдумы, один из соавторов конституции Татарстана Фандас Сафиуллин заявил, что ВТОЦ «никогда не выступал против русского населения», а в его составе в 1990-е годы действовала «русская секция». Организация, по его словам, стояла «у истоков власти» республики: «Никакого тут экстремизма нет». Зампред ВТОЦ Галишан Нуриахмет заявил о «целенаправленной провокации для уничтожения» организации: «Она началась еще в 2013 году, когда ВТОЦ выселили из помещения, которое нам выделили по указанию президента республики (на тот момент Татарстан возглавлял Минтимер Шаймиев.— „Ъ“)». По его мнению, прокуратура «старается выполнить чье-то требование». Напомним, что в последнее время ВТОЦ активно выступал за продление договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой, требовал сохранить обязательное преподавание татарского языка в школах.

Представители прокуратуры в суде настаивали на законности предупреждения Илдуса Нафикова. Судья Евгения Зыбунова огласила только резолютивную часть решения: в удовлетворении иска ВТОЦ отказать. Фарит Закиев сообщил „Ъ“, что обжалует решение в Верховном суде Татарстана. «В дальнейшем это предупреждение может стать поводом для ликвидации организации»,— полагает он.

Кирилл Антонов

Вся лента