Вузы выпускают безработных

Почему на рынке образовался переизбыток специалистов

Рособрнадзор обвинил вузы в переизбытке будущих юристов и экономистов. По данным регулятора, эти выпускники априори окажутся безработными. Учебные заведения с таким выводом не согласны и говорят, что правоведов требует рынок. Кто виноват, что в России столько юристов и на кого нужно учиться на самом деле, разбиралась Аэлита Курмукова.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ежегодно в России выпускается 150 тысяч юристов. Их готовят почти во всех вузах, которых больше тысячи. На переизбыток юристов и экономистов обратила внимание Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. По словам замглавы ведомства Натальи Наумовой, учебные заведения выпускают в 10 раз больше специалистов, чем нужно рынку, и существенно повышают рекомендуемый лимит за счет платных мест.

Как выясняется, злоупотребляют этим в основном слабые вузы. Для них это единственный источник дохода, подчеркивает ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана Анатолий Александров: «Вузам надо выживать и зарабатывать деньги. Есть такие вузы, которые не могут зарабатывать наукой — им, к сожалению, приходится перебиваться чисто платными услугами. Про любую платную основу надо хорошо думать, прежде чем туда поступать, надо тщательно выбирать вуз, куда можно отнести деньги, чтобы получить добротное образование».

Так что вузам невыгодно сокращать число платных специальностей — тем более, этот рынок не регулируется Рособрнадзором, его функции распространятся только на бюджетные места, говорит академический директор московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук: «Есть тенденция последних лет, когда количество бюджетных мест для экономистов и юристов падает. Раньше эти специальности были даже в технических и аграрных университетах, сейчас этого практически нет. Что касается платных мест, здесь никаких ограничений нет, единственное ограничение — рыночный спрос. При этом сильные университеты, которые претендуют на вхождение в мировые рейтинги, уже серьезно сократили количество платных мест по этим направлениям, они не берут студентов с низким баллом ЕГЭ».

Число бюджетных мест, возможно, и падает, но на правоведах зарабатывают и ведущие вузы. В МГИМО, к примеру, дороже всего из российских вузов получить образование юриста. Цена вопроса — почти 500 тыс. руб. за год обучения, а бюджетных мест — всего 80. В Высшей школе экономики 142 квоты и 390 тыс. за год обучения. Больше всех бюджетных мест выделено МГУ им. Ломоносова — 329, цена вопроса — 325 тыс. в год. Но даже эти вузы не гарантируют трудоустройство. Сегодняшние работодатели эксплуатируют молодых специалистов, резюмирует первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ Олег Смолин: «Закончив когда-то педагогический вуз, я в августе пришел на работу и сразу стал получать заработную плату. Мой знакомый, молодой выпускник Бауманского университета, сначала несколько месяцев бесплатно работал в одном российском агентстве, затем несколько месяцев в одной российской госкорпорации, и все это бесплатно. Такая эксплуатация труда молодых выпускников представляется мне безобразной. Я бы лучше подумал о том, как создавать гарантии первого рабочего места для выпускников высших учебных заведений».

Юристы, несмотря на опасения Рособрнадзора, занимают второе место на столичном рынке труда после IT-специалистов, говорится в исследовании портала поиска работы Career.ru. Правда, и конкуренция здесь высокая — на одну вакансию приходится почти девять резюме. А пока с юридического на русский не перевели все российские законы, на что обратил внимание президент Владимир Путин, юристы без работы не останутся.

Предугадать, какие специалисты будут наиболее востребованы через 5–10 лет, довольно сложно, говорят эксперты. В начале 2000-х, например, ставку делали на космических рабочих, нанотехнологов и программистов. Но угадали только с последними. Также сейчас, судя по количеству вакансий, нужны маркетологи, аналитики, пиарщики. Родителям выпускников и самим школьникам стоит забыть названия привычных профессий и изучать мировые тренды. Среди профессий будущего — биотехнологи, проектировщики детских роботов, специалисты по переработке одежды и строители «умных» дорог.

Вся лента