Бедовая арена
Изнанка большого спорта в фильме «Тоня против всех»
В прокат выходит фильм Крейга Гиллеспи «Тоня против всех» (I, Tonya) — нестандартный байопик скандальной фигуристки Тони Хардинг, роль которой принесла актрисе Марго Робби номинацию на премию «Оскар». Хотя авторам картины и не удалось убедить Юлию Шагельман в полной невинности своей героини, симпатию к ней они вызвать сумели.
Женщина неопределенных лет в пергидрольных кудрях и в расшитой стразами джинсовой куртке сидит на тесной кухне и рассказывает историю своей жизни, щедро пересыпая речь смачными «факами» и прикуривая одну сигарету от другой. Кажется, у нее на лбу большими буквами написано «white trash», «быдло», «голодранка» — и о чем она может рассказать? О почти нищем детстве с деспотичной матерью, от которой получала только побои и ругань? О раннем браке с первым же встречным, от которого услышала ласковое слово и который начал ее бить, как только прошли первые восторги медового месяца? Об упущенных шансах, слитых в унитаз возможностях и вообще жизни, похожей на издевательскую насмешку над американской мечтой? И почему хоть кому-то это должно быть интересно?
Тем не менее история этой женщины была интересна миллионам людей в середине 1990-х и снова интересна сейчас, потому что ее зовут Тоня Хардинг. И помимо всего вышеперечисленного в ее жизни было два титула чемпионки США по фигурному катанию, второе место на чемпионате мира, участие в двух Олимпиадах и первый среди американских фигуристок (и всего второй в мире) успешно исполненный тройной аксель. Но главное — был «инцидент»: нападение на основную соперницу Тони Нэнси Керриган, ставшее одним из самых громких и до сих пор памятных скандалов в истории фигурного катания.
Хотя «Тоня против всех» формально относится к жанру спортивной драмы, режиссер Крейг Гиллеспи и автор сценария Стивен Роджерс взламывают его каноны с такой же отчаянной лихостью, с которой их героиня выходит на лед под непредставимые для классического фигурного катания композиции Led Zeppelin. Фильм основан на «реальных и абсолютно правдивых» интервью Тони, ее мужа, матери, тренера и непосредственных исполнителей нападения на Керриган, и каждый из них появляется на экране, чтобы рассказать свою версию, глядя прямо в камеру и без всякого стеснения ломая пресловутую «четвертую стену». Совсем неудивительно, что эти версии часто противоречат друг другу, а реконструкция событий на экране оспаривает их все, и это столкновение создает довольно неожиданный для фильма о в общем-то невеселых событиях, но абсолютно натуральный комический эффект.
Марго Робби, играющая главную героиню в возрасте от 15 до 30 с лишним лет, мастерски доказывает, что она может удержать целый фильм на своих плечах и при этом не боится быть смешной и несуразной. Хотя в первых своих сценах она неизбежно выглядит старше героини-подростка, а ее рост и фигура не очень соответствуют принятым в фигурном катании параметрам, об отсутствии внешнего сходства забываешь почти сразу, настолько убедительной и настоящей получилась Тоня.
Несмотря на название («Я, Тоня» в оригинале) и то, что Хардинг является безусловным центром притяжения этой истории, авторы также создали ярких персонажей второго плана и собрали актерский ансамбль, который играет их с блеском и явным удовольствием. Каждый из них добавляет фильму красок: Себастьян Стэн, играющий мужа Тони, нелепого лузера с идиотскими усами, способного тем не менее на нешуточную жестокость; великолепная Эллисон Дженни в роли матери — виртуозно матерящейся авторитарной хабалки, влияние которой определило всю Тонину нескладную жизнь; Пол Уолтер Хаузер, герой которого, «специалист по безопасности» Шон Экхардт, кажется вышедшим из созданной братьями Коэн галереи кинопридурков (и тем не менее почти все его речи и поступки имеют документальное обоснование).
На первый взгляд фильм может показаться попыткой оправдать Хардинг и убедить зрителя в ее непричастности к нападению на Керриган. И конечно, его авторы относятся к своей героине с явной симпатией. Но при этом они рассказывают ее историю с достаточной долей отстранения, оставляя простор для сомнений. В конце концов, титр про «абсолютно правдивые» интервью в начале картины — откровенно ироничный, почти издевательский. И смеются ее создатели не только над Тоней и реднеками из ее окружения, но и над всей благополучной «чистой публикой», жадно прилипающей к экранам в ожидании скандалов и сенсаций. «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!» — как выясняется, за двести лет эта фраза не только не потеряла актуальности, но и вполне естественно приживается на американской почве.