Пока «железо» горячо
Мария Сарычева о том, кто на самом деле зарабатывает на всеобщем увлечении криптовалютами
Сервис бесплатных объявлений «Юла» обнаружил, что снижение курса биткойна напрямую влияет на активность поиска оборудования для майнинга. По данным сервиса, с октября по декабрь 2017 года, когда курс биткойна рос, количество поисковых запросов клиентов «Юлы» на видеокарты выросло в три раза, на готовое оборудование для майнинга, фермы,— в четыре. Как только курс начал падать — с 18 по 24 декабря (снижение почти на 40%) — количество поисковых запросов на фермы для майнинга тоже резко сократилось, на фермы ASIC AntMiner, например,— на 55%. Тенденция продолжилась и в 2018 году: в январе биткойн просел еще на 36%, а вслед за ним и спрос на AntMiner (минус 34%).
Все-таки человек иногда выглядит существом довольно примитивным. Стимул-реакция — простейшая формула бихевиоризма. По словам практикующего психолога, консультанта по стратегическому развитию Андрея Кёнига, случайные владельцы биткойнов пытаются повлиять на ситуацию, то есть фактически увеличить курс криптовалюты собственными усилиями. «Это признак непрофессионального игрока рынка. Профессионал не пытается влиять, он наблюдает за ситуацией и идет за ней,— рассуждает он.— Повлиять же на курс биткойна в системе можно единственным способом — начать майнить. Отсюда прогрессивный рост спроса на соответствующее оборудование».
При этом реальные деньги делаются именно на продажах майнингового оборудования, стоимость которого значительно превышает стоимость обычных компьютеров, отмечает господин Кёниг. «Сам по себе биткойн как актив неинтересен. Важно, чтобы как можно дольше поддерживалась всеобщая истерия, мотивирующая широкие народные массы покупать “железо”»,— заключает он.
Заработать же на самом майнинге в домашних условиях, отмечает CEO компании Enigma и соучредитель криптовалютного фонда ICG Игорь Зартдинов, сейчас практически невозможно. «Сложность майнинга возрастает с каждым днем. Процессу сопутствуют значительные траты: на аренду помещения (оборудование очень шумное и обладает большой теплоотдачей), на электроэнергию, ремонт»,— говорит он. По его словам, затраты могут окупиться в лучшем случае через два-три года. Попытки же купить майнинговую ферму через сервисы частных объявлений, как правило, приводят к разочарованиям. «Мы изучали такие предложения. Как правило, с рук продают старое, сломанное, собранное из разных частей оборудование»,— говорит господин Зартдинов.
Но идея моментального обогащения почти всегда побеждает и логику, и жизненный опыт, и многочисленные предостережения экспертов. И, в отличие от майнингового оборудования, не устаревает.