Врач поставила «диагноз» своему делу
Как в обществе воспринимают приговор гематологу Елене Мисюриной
Гематолог Елена Мисюрина впервые публично прокомментировала свое дело. Врача приговорили к двум годам колонии за смерть пациента, который скончался через несколько дней после биопсии костного мозга. По версии следствия, из-за этой процедуры у больного началось кровотечение, что и стало причиной смерти. На защиту гематолога встали известные медики и столичные чиновники, в том числе мэр Москвы Сергей Собянин.
Сейчас Елена Мисюрина находится в СИЗО. Во вторник осужденную посетили правозащитники и записали ее монолог. Вот выдержки из ее обращения.
«Это был шок, мы шли за оправдательным приговором. Я была с прической, нарядная, никаких вещей с собой, а потом слышу — два года реального срока, — и на меня надевают наручники».
«То, что случилось, за гранью понимания. Прокурор на суде говорил, что академик, гематолог Андрей Воробьев, который выступал в мою защиту, в слабом уме. Проигнорировали главного гематолога Минобороны Рукавицына. Говорили, что все эксперты с мировым именем, которые были на моей стороне, пришли меня выгородить».
«Как судья может ссылаться на патологоанатомическую экспертизу клиники "Медси", если у больницы пять лет не было лицензии на эту деятельность, а у врача, что проводил вскрытие, не было даже трудового договора? Но показания этого врача легли в основу обвинений. При этом мотив — умышленное деяние — так и не был доказан».
«Врачей уже загнали окончательно, врач никак не защищен. Ведь любая манипуляция это всегда риск — тогда вообще лучше ничего не делать, не оперировать. Я серьезно думаю, буду ли заниматься медициной в дальнейшем».
В ближайшее время гематологу Елене Мисюриной должны передать в СИЗО теплые вещи и предметы гигиены. Врача поддерживают даже сотрудники изолятора, сообщила «Коммерсантъ FM» заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Ева Меркачева: «Меня потрясло отношение людей к ней. Тюремные врачи очень переживали, когда узнали, что Елена Мисюрина — их коллега. Сотрудники СИЗО, даже простые конвоиры, которые препровождали ее из зала суда, выказывали ей сочувствие, говорили бесконечно слова поддержки. У нее одна из самых лучших камер, в которой есть телевизор, холодильник и все необходимое. Там заменили все матрасы, благодаря чему можно высыпаться.
Но по-прежнему врач находится в полушоковом состоянии.
Елена Мисюрина говорила, что, возможно, после этого она никогда больше не будет заниматься врачебной деятельностью. Она знает, что ее поддерживают все и сдаваться не собирается».
Обвинение настаивает, что приговор гематологу Елене Мисюриной справедлив. В Следственном комитете заявили, что некомпетентные люди вообще не имеют права комментировать процесс.
Сможет ли общественность повлиять на изменение приговора гематологу?
Судебный медик, сопредседатель Гильдии защиты медицинских работников Виктор Колкутин считает, что широкий резонанс может только усугубить ситуацию: «Казалось бы, сообщество поднялось на защиту коллеги, к делу подключилось и московское правительство. Но они сейчас льют воду на мельницу обвинения.
СКР может занять принципиальную позицию, так что у меня очень пессимистичный прогноз.
Первое, что сейчас нужно сделать — перестать оказывать давление на суд; второе — грамотно составить апелляционную жалобу. Еще стоит обратить внимание на важный момент — как умно выведена из этой истории клиника "Медси". То есть у них скончался больной, они вызвали какого-то "левого" специалиста, который сделал вскрытие и выдал какой-то протокол. На самом деле, произошло грубейшее нарушение, поскольку пациент скончался в клинике, и фактически там не знали, от чего он умер, а в итоге у них получилось красиво откреститься, а Елену Мисюрину выставить "стрелочником"».
Дело Мисюриной прокомментировали и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос «Коммерсантъ FM», заявил, что рассуждать о процессе должны не чиновники, а профессионалы.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента
Я воздержался бы здесь от каких бы то ни было слов. Мы констатируем, что ведутся достаточно интенсивные обсуждения в обществе. Эта тема достаточно резонансная. Но думаю, что если здесь и делать какие-то суждения, то это нужно делать профессионалам — и московскому департаменту здравоохранения, и федеральному Министерству здравоохранения. Какие-то другие чиновничьи рассуждения здесь вряд ли уместны и допустимы.
Между тем, о резонансном дело гематолога Елены Мисюриной высказалась и вице-премьер Ольга Голодец. Она заявила, что в подобных судебных процессах должны участвовать профессиональные врачи. Голодец также предложила реформировать патологоанатомическую службу и сделать ее независимой.
Позднее в среду стало известно, что прокуратура Юго-Западного округа Москвы просит отменить состоявшееся судебное решение и вернуть уголовное дело Елены Мисюриной прокурору. В апелляционном представлении указано, что причиной для жалобы на приговор стали нарушения, допущенные в ходе следствия.