Потребительская уверенность россиян вернулась к уровню 2013 года
«Потребительский индекс Иванова», отражающий уровень потребительской уверенности россиян, по итогам четвертого квартала 2017 года улучшился с -12% до -10%, говорится в отчете Sberbank CIB. Как уточняют аналитики, индекс наконец вернулся на уровень, предшествовавший спаду второго полугодия 2013 года. По данным экспертов, нормализация потребительских привычек продолжается, хотя многие граждане «по-прежнему предпочитают более дешевые товары».
Как считают в Sberbank CIB, улучшение потребительского индекса связано с ростом реальных доходов населения на фоне рекордно низкой инфляции. «Принятие решения о покупке стало меньше зависеть от цен, качество стало более важным фактором. Около 51% респондентов готовы приобрести более дорогую продукцию более высокого качества по разумной цене. <…> По мере снижения общей осторожности в том, что касается расходов на продукты питания, уменьшилась доля покупателей, пытающихся сэкономить на непродовольственных товарах»,— пояснили аналитики.
Согласно отчету Sberbank CIB, заработная плата в четвертом квартале 2017 года увеличилась на 4,9%, что ниже темпов роста, зафиксированных Росстатом (7,9%). «В случае увеличения зарплаты Ивановы планируют потратить на еду 20% прибавки (из текущих расходов на еду уходит 39%), 15% — на одежду и товары для дома (на эту категорию приходится 16% текущих доходов), а 13% — отложить (сейчас это 7,0%)»,— рассказали исследователи.
Тремя главными причинами для беспокойства для граждан, по данным Sberbank CIB, остаются коррупция (об этом заявили 64% опрошенных), безработица (55%) и инфляция (48%). Обеспокоенность курсом рубля выразили 18% россиян.
Опрос был разработан исследовательским агентством Cint по поручению Sberbank CIB. Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценок — ниже 2%.