Обвиняемый в убийстве ректора не явился на вердикт
Присяжные признали заказчиком преступления сына прежнего руководителя вуза
В Ленинградском областном суде коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт по громкому уголовному делу об убийстве бывшего высокопоставленного чиновника Смольного, ректора Государственного университета сервиса и экономики Александра Викторова. С небольшим перевесом в голосах заседатели признали виновным в заказе этого преступления Василия Соловьева, сына бывшего ректора вуза. При этом сам обвиняемый, находившийся на свободе, на оглашение вердикта не явился.
Повторное рассмотрение уголовного дела Леноблсуд начал осенью прошлого года, после отмены первого приговора, оправдавшего Василия Соловьева, который обвинялся в организации убийства (ст. 33 и ст. 105 УК РФ).
Александр Викторов и его жена Елена были расстреляны киллером 5 сентября 2012 года во дворе их загородного дома во Всеволожске (Ленинградская область). Ректор Государственного университета сервиса и экономики (ГУСЭ) скончался от полученных ранений, а получившая ранения Елена Викторова выжила.
Преступление было быстро раскрыто. В рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 105 УК РФ («Убийство»), были задержаны исполнители: киллер Андрей Елисеев, организатор Виталий Ковалев и их помощник Вячеслав Макаров. Все они уже осуждены за это преступление на различные сроки.
На след Василия Соловьева следствие вышло после того, как со второй попытки был осужден Виталий Ковалев: получив обвинительный вердикт, он дал показания против Василия Соловьева, который был арестован, но вину в предъявленном обвинении не признал.
По версии следствия, Александр Викторов, ранее работавший в администрации Санкт-Петербурга и возглавивший вуз по личной просьбе предыдущего губернатора города Валентины Матвиенко, был убит по мотиву личной неприязни и мести. Как следует из материалов дела, университет недосчитался 1,2 млрд руб., поступающих в качестве платы от студентов коммерческого отделения вуза. Такие результаты показал финансовый аудит, инициированный господином Викторовым после его прихода в университет. Деньги, по оценке следствия, поступали на счета некоммерческого партнерства «Сервис», президентом которого был Василий Соловьев. По выявленным проверкой нарушениям даже возбуждалось уголовное дело, которое, по мнению правоохранителей, могло помешать карьере Василия Соловьева: на момент обнаружения нарушений финансовой дисциплины он работал в правительстве Московской области.
Коллегия присяжных Леноблсуда при первом рассмотрении уголовного дела оправдала Василия Соловьева десятью голосами против двух. Однако оправдательный приговор был обжалован потерпевшими — родными Александра Викторова и прокуратурой «из-за многочисленных нарушений уголовно-процессуального законодательства», и в июне 2017 года отменен Верховным судом РФ.
При повторном рассмотрении гособвинению удалось добиться обвинительного вердикта. 31 января 7 присяжных из 12 проголосовали за виновность подсудимого, при этом 9 из них сочли фигуранта дела достойным снисхождения.
Сам Василий Соловьев появился в Леноблсуде утром, но на оглашение вердикта не пришел. Как сообщил “Ъ” адвокат Мурад Мусаев, его клиент намеревался отправиться в Военно-медицинскую академию, но после оглашения вердикта защитник с ним связаться не смог. «Загадка русской души. Если виновен в убийстве старика, то о каком снисхождении может идти речь? Если не убивал, тогда как признали виновным? Какой-то компромисс получается»,— оценил решение присяжных господин Мусаев. По его мнению, Леноблсудом были допущены нарушения при рассмотрении этого дела, в особенности на финальной стадии — в прениях и при вынесении вердикта. В частности, как заявил “Ъ” адвокат, ему не дали выступить полностью, а из вопросного листа для присяжных удалили многие обстоятельства этого дела.
«Такое ощущение, что суд сделал все, чтобы добиться обвинительного вердикта»,— резюмировал Мурад Мусаев и пообещал подать жалобу на обвинительный приговор, который должен огласить Леноблсуд в ближайшее время.
«Мы, конечно, очень довольны тем, что присяжные смогли разобраться и отделить ложь от правды»,— сказал “Ъ” сын убитого ректора ГУСЭ Владимир Викторов.