Автокредиты потянули рынок за собой
По количеству займов Кубань приближается к докризисным показателям
По данным Национального бюро кредитных историй, на Кубани в 2017 году почти каждый второй новый автомобиль был куплен в кредит: доля таких покупок в общем объеме продаж выросла — с 38,6% до 44,6% за год. По количеству выданных кредитов край приближается к докризисным показателям 2014 года. Эксперты отмечают стабилизацию с «просрочкой» в сегменте новых автомобилей и влияние на ситуацию программ господдержки. Участники рынка считают, что тенденция к росту числа прокредитованных сделок сохранится и в 2018 году.
Количество кредитов, выданных в Краснодарском крае под покупку новых легковых автомобилей, в 2017 году снова выросло. На этот раз на 30,8% по сравнению с показателем предыдущего года. Если в 2016-м в регионе оформили 18,5 тыс. займов на покупку машины (+19% к показателю 2015 года), то в 2017-м уже 24,6 тыс. Об этом „Ъ“ сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). По данным бюро, в 2015 году на фоне кризиса автокредитование в крае упало на 44,9% — было выдано лишь 15,6 тыс. займов по сравнению с 28,4 тыс. в 2014 году. Таким образом, объемы кредитования приближаются к докризисным (в 2017 году — 86,4% от показателей 2014 года).
Сумма выданных автокредитов увеличилась до 20,1 млрд руб. (+48,4% к 2016 году). Доля прокредитованных покупок в общем объеме продаж новых автомобилей выросла на шесть процентных пунктов — с 38,6% до 44,6%. Всего же на Кубани в 2016 году продали 55,2 тыс. новых авто, что на 13,2% больше, чем годом ранее.
Темпы выдачи автокредитов продолжают неуклонно расти, увеличивая долю «кредитных» автомобилей в структуре авторынка до рекордных показателей, подтверждает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Как отмечает эксперт, сегмент автокредитования в абсолютных величинах в целом по РФ почти вернулся к уровню «докризисного» 2014 года. При этом если в целом в сегменте автокредитования, по данным НБКИ, наблюдается увеличение доли просроченных кредитов (+7% по сравнению с 2014 годом — до 22% в общем объеме выдачи по стране), то в сегменте новых авто отмечается стабилизация качества автокредитов. «Ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования»,— говорит господин Викулин.
Как отмечают в компании «Ключавто», одном из ведущих дилеров зарубежных марок в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области (в сеть входит 55 салонов), рост кредитования наиболее ощутим в сегменте массовых брендов. Он обусловлен в первую очередь программой государственного субсидирования, а также программами «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые предполагают компенсируемую государством скидку в размере 10%.
Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов отмечает, что влияние госсубсидирования и двух упомянутых программ, включенных в спектр госсубсидирования в третьем квартале 2017 года, прослеживается на территории всей Российской Федерации.
«В премиальном сегменте продажи автомобилей в Краснодарском крае рост также присутствует, но причиной его в большинстве случаев являются бизнес-процессы клиентов, которые без ущерба своим оборотным капиталам приобретают новые авто, пользуясь услугами кредитования»,— добавляют в пресс-службе «Ключавто». Доля машин, проданных самим «Ключавто» в рамках автокредитования, в 2017 году была даже выше рынка и составила 45%, в 2018 году тенденция к увеличению количества прокредитованных авто в общем объеме рынка сохранится, считают в компании.
«Что касается самых популярных брендов, приобретаемых в кредит, в топ массового сегмента входят Datsun, Renault, KIA, Hyundai. Их популярность обусловлена как действовавшими в прошлом году государственными программами поддержки, так и актуальностью эксплуатации»,— говорят в «Ключавто». Среди премиальных брендов, по данным компании, наибольшую кредитную поддержку получили BMW и Jaguar.