31 января руководство «Формулы-1» объявило, что в новом сезоне грид-герлз — сопровождающие заезды девушки — участвовать не будут. Боссы королевских автогонок мотивировали отказ тем, что участие в соревнованиях полуобнаженных девушек «не соответствует нормам современного общества». Путь от зарождения традиции до отказа от нее — в фотогалерее “Ъ”.
История грид-герлз началась в Японии. В 1960-х годах нефтяная компания Cosmo Oil запустила там рекламную кампанию новой марки бензина. Ее лицом стала модель и певица Роса Огава (на фото) в образе Мэрилин Монро. Для активизации рекламной кампании модель начали привлекать к сопровождению автогонок
Грид-герлз выполняли несколько функций: показывали расстановку машин на стартовой решетке (grid), держали номера гонщиков или флаги их стран, позировали на презентациях новых болидов, вручали награды
Фото: Bryan Jobson / ANL / REX / Shutterstock / Fotodom
Помимо грид-герлз существовали также пит-герлз — девушки, которые все время находились в паддоке и на пит-лейн
Фото: LAT Photographic / REX / Shutterstock / Fotodom
В конце 1960-х на марафоне «24 часа Ле-Мана» во Франции перед началом гонки на трассе появились сразу несколько грид-герлз, одетые в одном стиле. Впоследствии традиция с одинаковой одеждой прижилась
Фото: LAT Photographic / REX / Shutterstock / Fotodom
В 1970-х годах грид-герлз стали популярны и в Америке На фото: британский автогонщик Джеймс Хант во время Гран-при США-Запад (1976)
Фото: Alvis Upitis / Getty Images
Если в 1970-х годах девушки, как правило, не обнажались до нижнего белья, то начиная с 1980-х годов они все чаще стали появляться в бикини
Фото: AP
Основными критериями при отборе на работу грид-герлз по всему миру, как правило, считались: рост не ниже 175 см, возраст от 18 до 25 лет, параметры 90х60х90, эффектная внешность, грамотное владение речью
Фото: Brandon Malone / Action Images / Reuters
Одной из самых известных грид-герлз второй половины 1990-х была модель Кейт Прайс, известная как Джордан (на фото в центре). Ее псевдоним совпадал с названием команды «Формулы-1» «Джордан», в мероприятиях которой она участвовала
Фото: Nils Jorgensen / REX / Shutterstock / Fotodom
Из всех стран явление популярнее всего в Японии: там издаются десятки журналов, посвященных профессии, а самых популярных ее представительниц узнают на улицах и просят автографы
Фото: John Marsh / Action Images / Reuters
До недавних пор недовольство участием грид-герлз в соревнованиях выказывали в основном страховые компании, которые рассматривали вызывающе одетых девушек на трассе как фактор, увеличивающий вероятность аварий, однако в последние годы к ним присоединились приверженцы феминистических взглядов
Фото: Reuters
Для многих грид-герлз сопровождение автогонок стало стартовой площадкой для модельной или телевизионной карьеры
Фото: Crispin Thruston / Action Images / Reuters
Девушки принимали участие также в гоночных этапах, проходящих в мусульманских странах На фото: Мото Гран-при Турции в Стамбуле, 2007 год
Фото: Reuters
В японском законе о занятости до 1999 года профессия была официально закреплена как «race queen» (королева гонки), а позже как «circuit lady» (леди автодрома)
Фото: Reuters
Участие грид-герлз в сопровождении гонок по-прежнему тесно завязано на спонсорских контрактах На фото: реклама напитка Monster Energy на Гран-при Австралии «Формулы-1»
Фото: Crispin Thruston / Action Images / Reuters
В 2014 году грид-герлз принимали участие в открытии российского этапа «Формулы-1» в Сочи. 30 сентября Гран-при впервые пройдет без них
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
В 2015 году на Гран-при Монако «Формулы-1» провели эксперимент — с традиционными табличками на стартовой решетке вместо женщин появились мужчины, однако инициатива тогда не прижилась. В том же году от грид-герлз отказался чемпионат мира по автогонкам на выносливость. Мероприятия с участием моделей называли «сексистскими» и «старомодными»
Фото: AP / Luca Bruno
В декабре 2017 года руководство «Формулы-1» заявило, что обсуждает вопрос об отказе от традиции грид-герлз
Фото: Mark Thompson / Getty Images
31 января было выпущено заявление, положившее явлению конец: «Хотя использование грид-герлз десятилетиями была важной чертой Гран-при „Формулы-1“, эта традиция, как нам кажется, не резонирует с ценностями нашего бренда и явно не соответствует нормам современного общества»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев