Платья вне времени

В Париже открылась выставка-оммаж Аззедину Алайе «Je suis couturier» («Я кутюрье»)

Посетители увидят платья недавно ушедшего от нас последнего из великих кутюрье, не принимавшего слова «дизайнер» к своему делу.

В гостях у кутюрье

Коллекцию из 41 платья, созданного Алайей в разные годы, показывают в его доме-ателье в самом центре района Маре, на Rue de la Verrerie. В этом пятиэтажном особняке общей площадью 4,5 тыс кв м он принимал любимых клиенток, которые примеряли платья в огромной примерочной, жил и работал (чаще по ночам с включенным телевизором под любимые кулинарные шоу). Здесь он играл с собаками и готовил: на огромной кухне на первом этаже Алайя всегда обедал с командой и обожал устраивать ужины для друзей.

Фото: Getty Images

Выставка проходит по соседству со знаменитой кухней — в огромном павильоне со стеклянной крышей, где обычно Аззедин Алайя проводил свои дефиле: последнее, после 6-летнего перерыва, состоялось в июле прошлого года в рамках недели Haute Couture. Сам же Алайя жил этажом выше: пока это пространство, как и его личный рабочий кабинет, недоступны, но их обещают открыть в скором времени вместе с библиотекой книг об искусстве и моде, которые кутюрье собирал всю жизнь.

Месье куратор

В этой роли выступил историк моды Оливье Сайяр, один из лучших знатоков творчества Аззедина Алайи — это он курировал в 2013 году первую ретроспективную выставку Алайи в Париже для только что открывшегося тогда — после трехлетнего ремонта — Музея Гальера (или Парижского музея городской моды). Сайяр оставил пост директора музея минувшим летом и сейчас отвечает за дизайн французской мужской обуви J.M. Weston. Свой выбор для нынешней экспозиции он объясняет «вневременностью» платьев Алайи: самые ранние датируются 1981 годом, а последние — из кутюрной коллекции лета 2017-го. По задумке куратора, ни один из экспонатов не подписан, поэтому о годе создания платья можно узнать только из буклета. «Сегодня дизайнеры настолько часто сменяют друг друга, что можно попросту потерять сущность Дома,— поясняет куратор.— Сущность Аззедина заключалась в том, чтобы довести до совершенства свою технику, а не отвечать мимолетным трендам».

Экспонаты

Фото: Face to Face / REPORTER / East News

Фото: Face to Face / REPORTER / East News

Сидящие идеально по фигуре платья на молниях, длиной мини и макси. Драпированные греческие из весенней коллекции 1991 года. Платье-скульптура с хвостом, как у русалки, со знаменитого портрета, на котором кутюрье запечатлил Патрик Демаршелье с бельгийской моделью Элис Кромбе (тот самый кадр, где Алайя ей по пояс). И самые знаменитые — бандажные, созданные под впечатлением от поездки в Египет и посещения гробниц фараонов: в белом с капюшоном выходила на подиум Линда Евангелиста, в черном — Наоми Кэмпбелл, а в легендарном фиолетовом — Грейс Джонс (его, к сожалению, нет на выставке).

Каждое платье рассказывает свою историю, а вместе они лучше любых слов повествуют о наследии Алайи и главных моментах его карьеры (каждое можно рассмотреть детально, их показывают без стекла). Например, здесь есть черное платье-футляр 1986 года, получившее кличку «Карла»: основательницу миланского концепт-стора Corso Como, журналистку и галеристку Карлу Соццани, после того как она поставила «футляр» на обложку итальянского Elle, уволили c поста главного редактора, чем Алайя очень гордился. Почти все экспонаты представлены в черно-белой гамме — Аззедину нравились классические вневременные цвета — за несколькими редкими исключениями, как-то: красное и синее вечерние платья из тюля, черное бархатное с фиолетовыми оборками, гипюровое платье цвета пудры и струящийся ансамбль (юбка и корсет) из красного и лазурного полупрозрачного муслина.

Наследие

За вход на выставку с каждого берут символические 5 евро: все деньги пойдут в Ассоциацию Аззедина Алайи — ее кутюрье создал в 2007 году на собственные средства (ассоциации должны скоро предоставить официальный статус фонда). Следить за наследием скоропостижно скончавшегося после случайного падения в прошлом ноябре Алайи будут партнер по жизни художник Кристоф фон Вейе, а также друзья кутюрье — Карла Соццани и Оливье Сайяр.

Аззедин Алайя, Вивьен Вествуд, Кайли Миноуг и Беатрис Даль

Фото: Getty Images

В домашних архивах Аззедин Алайя хранил не только свои платья, но и все то, что скупал на аукционах: лучшие работы великих кутюрье XX века — Чарльза Джеймса, Коко Шанель, Кристобаля Баленсиаги, Мадлен Вионне и др. По словам Сайара, это «самая важная частная коллекция мира», и на то, чтобы все задокументировать, уйдет как минимум два года.

Но что же будет с самим Домом? Все мастера из ателье по-прежнему ходят сюда на работу (в толпе посетителей выставки их можно узнать по белым халатам), частные клиенты продолжают приезжать в Париж со всего мира на примерки. А швейцарская корпорация Richemont, которой с 2007 года принадлежит контрольный пакет акций марки, пока, по слухам, не собирается нанимать нового дизайнера. И вправду, разве по силам дизайнеру заменить кутюрье?

Выставка Je suis couturier продлится до 10 июня.

Лидия Агеева

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...