Платья вне времени
В Париже открылась выставка-оммаж Аззедину Алайе «Je suis couturier» («Я кутюрье»)
Посетители увидят платья недавно ушедшего от нас последнего из великих кутюрье, не принимавшего слова «дизайнер» к своему делу.
В гостях у кутюрье
Коллекцию из 41 платья, созданного Алайей в разные годы, показывают в его доме-ателье в самом центре района Маре, на Rue de la Verrerie. В этом пятиэтажном особняке общей площадью 4,5 тыс кв м он принимал любимых клиенток, которые примеряли платья в огромной примерочной, жил и работал (чаще по ночам с включенным телевизором под любимые кулинарные шоу). Здесь он играл с собаками и готовил: на огромной кухне на первом этаже Алайя всегда обедал с командой и обожал устраивать ужины для друзей.
Фото: Getty Images
Выставка проходит по соседству со знаменитой кухней — в огромном павильоне со стеклянной крышей, где обычно Аззедин Алайя проводил свои дефиле: последнее, после 6-летнего перерыва, состоялось в июле прошлого года в рамках недели Haute Couture. Сам же Алайя жил этажом выше: пока это пространство, как и его личный рабочий кабинет, недоступны, но их обещают открыть в скором времени вместе с библиотекой книг об искусстве и моде, которые кутюрье собирал всю жизнь.
Месье куратор
В этой роли выступил историк моды Оливье Сайяр, один из лучших знатоков творчества Аззедина Алайи — это он курировал в 2013 году первую ретроспективную выставку Алайи в Париже для только что открывшегося тогда — после трехлетнего ремонта — Музея Гальера (или Парижского музея городской моды). Сайяр оставил пост директора музея минувшим летом и сейчас отвечает за дизайн французской мужской обуви J.M. Weston. Свой выбор для нынешней экспозиции он объясняет «вневременностью» платьев Алайи: самые ранние датируются 1981 годом, а последние — из кутюрной коллекции лета 2017-го. По задумке куратора, ни один из экспонатов не подписан, поэтому о годе создания платья можно узнать только из буклета. «Сегодня дизайнеры настолько часто сменяют друг друга, что можно попросту потерять сущность Дома,— поясняет куратор.— Сущность Аззедина заключалась в том, чтобы довести до совершенства свою технику, а не отвечать мимолетным трендам».
Экспонаты
Фото: Face to Face / REPORTER / East News
Фото: Face to Face / REPORTER / East News
Сидящие идеально по фигуре платья на молниях, длиной мини и макси. Драпированные греческие из весенней коллекции 1991 года. Платье-скульптура с хвостом, как у русалки, со знаменитого портрета, на котором кутюрье запечатлил Патрик Демаршелье с бельгийской моделью Элис Кромбе (тот самый кадр, где Алайя ей по пояс). И самые знаменитые — бандажные, созданные под впечатлением от поездки в Египет и посещения гробниц фараонов: в белом с капюшоном выходила на подиум Линда Евангелиста, в черном — Наоми Кэмпбелл, а в легендарном фиолетовом — Грейс Джонс (его, к сожалению, нет на выставке).
Каждое платье рассказывает свою историю, а вместе они лучше любых слов повествуют о наследии Алайи и главных моментах его карьеры (каждое можно рассмотреть детально, их показывают без стекла). Например, здесь есть черное платье-футляр 1986 года, получившее кличку «Карла»: основательницу миланского концепт-стора Corso Como, журналистку и галеристку Карлу Соццани, после того как она поставила «футляр» на обложку итальянского Elle, уволили c поста главного редактора, чем Алайя очень гордился. Почти все экспонаты представлены в черно-белой гамме — Аззедину нравились классические вневременные цвета — за несколькими редкими исключениями, как-то: красное и синее вечерние платья из тюля, черное бархатное с фиолетовыми оборками, гипюровое платье цвета пудры и струящийся ансамбль (юбка и корсет) из красного и лазурного полупрозрачного муслина.
Наследие
За вход на выставку с каждого берут символические 5 евро: все деньги пойдут в Ассоциацию Аззедина Алайи — ее кутюрье создал в 2007 году на собственные средства (ассоциации должны скоро предоставить официальный статус фонда). Следить за наследием скоропостижно скончавшегося после случайного падения в прошлом ноябре Алайи будут партнер по жизни художник Кристоф фон Вейе, а также друзья кутюрье — Карла Соццани и Оливье Сайяр.
Аззедин Алайя, Вивьен Вествуд, Кайли Миноуг и Беатрис Даль
Фото: Getty Images
В домашних архивах Аззедин Алайя хранил не только свои платья, но и все то, что скупал на аукционах: лучшие работы великих кутюрье XX века — Чарльза Джеймса, Коко Шанель, Кристобаля Баленсиаги, Мадлен Вионне и др. По словам Сайара, это «самая важная частная коллекция мира», и на то, чтобы все задокументировать, уйдет как минимум два года.
Но что же будет с самим Домом? Все мастера из ателье по-прежнему ходят сюда на работу (в толпе посетителей выставки их можно узнать по белым халатам), частные клиенты продолжают приезжать в Париж со всего мира на примерки. А швейцарская корпорация Richemont, которой с 2007 года принадлежит контрольный пакет акций марки, пока, по слухам, не собирается нанимать нового дизайнера. И вправду, разве по силам дизайнеру заменить кутюрье?
Выставка Je suis couturier продлится до 10 июня.