Москва не сможет без реагентов
Есть ли альтернативный способ обеспечить безопасность при гололеде
Московские власти не собираются отказываться от противогололедных реагентов. По мнению заместителя мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, это приведет к травмам и авариям. Иван Якунин выяснял, есть ли у реагентов альтернатива.
Петр Бирюков в очередной раз подчеркнул, что используемые реагенты прошли все необходимые проверки и остаются экологически чистыми. Тем временем пользователи соцсетей продолжают жаловаться, что материалы вредят обуви, оседают на стеклах автомобилей, и с этим пора разобраться. Руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального штаба ОНФ Антон Хлынов рассказал, как эту проблему решают за рубежом: «На проезжих частях, на широких тротуарах их применение, наверное, было бы отчасти целесообразно — но не в том количестве и качестве, как они применялись до сих пор. Есть способы и механической уборки, и применения обычного песка: в Канаде это используется, никаких проблем с безопасностью нет».
Впрочем, любопытные кейсы есть и в России. Три года назад власти Санкт-Петербурга приняли решение снизить использование химических реагентов до минимума — всего 5-10% — и сделать акцент на других способах уборки. Предварительно власти проконсультировались с финнами. О том, как сейчас борются со льдом, «Коммерсантъ FM» рассказала начальник отдела комплексной уборки департамента по благоустройству Санкт-Петербурга Елена Мизгулина. Она подчеркнула, что эта методика не всегда применима в других городах из-за разной плотности населения, климата и количества машин: «Мы все-таки живем в северном городе, наша погода позволяет делать основной упор в зимней уборке именно на прометание и вывоз снега. Мы используем противогололедные материалы, но это песко-соляная смесь с небольшим содержанием соли, и это делается локально. Также в некоторых местах у нас используется гранитная крошка».
Идея с гранитной крошкой возникала и у столичных властей, но от нее вскоре отказались. Москвичи на подошве заносили щебень в метро, он попадал в эскалаторы, и они ломались. Да и участились случаи, когда мелкие камни попадали в лобовые стекла автомобилей. Независимый эксперт, кандидат химических наук Юрий Орлов, впрочем, говорит, что жителям крупных городов жаловаться не стоит: «У нас есть нормативные документы, которые говорят, что федеральные дороги или дороги с большой интенсивностью движения должны содержаться в чистом виде. А дороги, где автомобилей меньше, содержат под снежным накатом, потому что при такой малой интенсивности движения и реагенты-то эффективно применять нельзя. Таких дорог в России порядка 60%».
Для борьбы с наледью есть и другие — технологические — решения. В некоторых европейских странах тротуары главных улиц оборудованы нагревательными элементами, которые не допускают образования льда. К тому же тротуары обычно строят под небольшим наклоном, чтобы вода не скапливалась. Появится ли такая практика в Москве — неизвестно.