Бить стали больше
Прямая речь
О трудностях борьбы с домашним насилием в России рассказывает руководитель проекта "Насилию.нет", кандидат юридических наук Анна Ривина
Вместо того чтобы принять закон против домашнего насилия (это путь, по которому идет весь цивилизованный мир), в нашей стране декриминализировали побои. И, как следствие, бить стали больше. В большинстве случаев, когда женщина обращается в полицию, заводится дело, насильнику в итоге присуждается штраф. Но это бремя для семьи, а не наказание обидчика. Штраф оплачивается из семейного бюджета, получается, что женщина еще и платит за то, что ее побили. В случае новых побоев она скорее всего обращаться в полицию не станет.
Чаще всего жертвой насилия в семье оказывается женщина. ООН признает домашнее насилие гендерной проблемой: женщин бьют не потому, что они какие-то не такие, плохие, а именно потому, что они женщины, потому, что в обществе допускается к ним такое обращение. Конечно, текст готовящегося законопроекта гендерно нейтрален. Но понятно, что речь прежде всего о женщинах.
Сегодня в России жертва домашнего насилия остается наедине с проблемой. Много случаев, когда женщина обращается за помощью, но полицейская система не готова ее услышать и все заканчивается трагедией. Есть государственные кризисные центры, куда, по идее, может обратиться жертва. Однако в них очень разная политика. Допустим, крупнейший такой центр в Москве принимает женщин бесплатно лишь при наличии столичной регистрации. Не принимают там женщин с ВИЧ-положительным статусом. Не говоря уже о бюрократической процедуре по сбору документов. Только вот когда женщина, спасаясь от побоев, бежит в ночи из дома, дай бог, она прихватит паспорт... Есть, конечно, негосударственные центры помощи, волонтерские проекты, но их мало.
Жертвы домашнего насилия, помимо того, находятся под сильным психологическим давлением. Порой пострадавшие женщины не могут рассчитывать на поддержку даже родственников, слыша от, казалось бы, самых близких людей: "Зачем жалуешься, зачем тебе мужа сажать, хочешь, чтобы у детей был отец-уголовник?" В нашем обществе, по-прежнему крайне патриархальном, склонны отрицать проблему домашнего насилия. Считается, что женщина сама провоцирует агрессию. Вместо разбирательства у нас сразу винят того, кто пострадал.
Разумеется, только принятие закона не решит проблему. Нужна профилактика домашнего насилия, надо менять отношение к этой проблеме общества, в котором сейчас сильна культура насилия. Однако принятие закона — необходимый старт для этого. Конечно, есть большие сомнения в том, что законопроект сейчас удастся провести через Госдуму. Но если получится, если это не предвыборные заигрывания, тогда это великое дело.