Любишь кататься — люби и санкции возить
Сергей Строкань — о «кремлевском списке»
Обнародование «кремлевского списка» российской элиты, над которой власти США подвесили дамоклов меч санкций, вызвало извечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?». В связи с этим полезным для России может оказаться опыт партнеров по БРИКС — Китая и Индии, которые в своих отношениях с США уже проходили то, что нам только предстоит пройти.
Без малого 30 лет назад, после известных событий на площади Тяньаньмэнь, Конгресс США одобрил программу масштабных торгово-экономических санкций против Китая и позвал западных партнеров создать единый антикитайский фронт.
В ту пору в американских СМИ можно было увидеть карикатуры на китайского лидера Дэн Сяопина с руками по локоть в крови — трагедия площади Тяньаньмэнь, казалось, навсегда развела США и Китай по разные стороны баррикад. Вскоре после прихода к власти президент Клинтон пообещал: «Мы не потерпим никаких мировых диктаторов от Багдада до Пекина».
Кто вошел в «кремлевский доклад»
Однако Китай проявил чудеса изобретательности, увидев в санкциях мощный стимул внутреннего развития. С западными санкциями Китай решил бороться руками самого же Запада, а именно его делового сообщества, избрав для себя роль той самой мудрой обезьяны, наблюдающей в сторонке за тем, как политика Запада по отношению к Пекину сражается с западным же бизнесом. В то время как Конгресс США хотел закрыть Китай, американский бизнес, напротив, все больше хотел Китай открыть.
Китайские реформы благодаря упорству Дэн Сяопина, не пошедшего на поводу у консерваторов, требовавших закрыть страну, после введения санкций обрели второе дыхание. Главный упор был сделан на то, чтобы создать привлекательные условия для иностранных инвестиций с помощью налоговых льгот и дешевой рабочей силы. Именно тогда Китай превратился в мировую фабрику: львиная доля продукции, идущей на экспорт, производится на предприятиях с иностранным или смешанным капиталом. Санкции США против Китая в итоге сошли на нет, сегодня есть лишь ограничения на торговлю оружием.
Что касается Индии, то она оказывалась под американскими санкциями дважды: в 1974 году, после первого ядерного испытания, и в 1998 году, после нового ядерного испытания и отказа выполнить требование США присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. США ввели запрет на предоставление Дели экономической помощи и передачу технологий «двойного назначения».
Как и для Китая, американские санкции стали для Индии моментом истины, подхлестнув либеральные экономические реформы Манмохана Сингха, начатые в 1991 году и направленные на всемерное развитие экспортного потенциала.
В итоге ни китайская, ни индийская экономика не были «разорваны в клочья». Китай стал второй, а по некоторым оценкам — первой экономикой мира. А Индия не только выстояла, но и на прошлой неделе заявила о решимости в течение 25 лет войти в тройку крупнейших экономик мира.
Вводя санкции против того или иного государства, Америка посылает ему сигнал: вы, конечно, можете пытаться и дальше вести себя как хотите, но цена за такое непослушание может оказаться слишком высокой. Любишь кататься — люби и санкции возить.
Опыт Китая и Индии показывает: найдя свой ответ на санкции, страна может совершить рывок, а не улететь в кювет.
Но это должен быть именно ответ по-взрослому, а не «ответка».