От линии фронта в тыл, из тыла к линии фронта

2 февраля отмечается 75-летний юбилей окончания одного из кровопролитнейших сражений Великой Отечественной войны — Сталинградской битвы. О том, какой вклад в победу в легендарном сражении внесли жители Нижнего Тагила — в спецпроекте “Ъ-Урал”.

Сборочный цех. 1942 год.

Фото: Пресс-служба Уралвагонзавода

Эвакуация

Осенью 1941 года вагоносборочное производство из Нижнего Тагила было вывезено на Алтай, а на площадях Уралвагонзавода начали размещаться эвакуированные предприятия. Из западных регионов СССР на Уралвагонзавод были эвакуированы 12 предприятий. Заводы вместе с рабочими и их семьями прибывали по железной дороге из Сталинграда, Харькова, Ленинграда, Москвы, Киева, Мариуполя и других городов. На их базе был создан Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна (сейчас известен по всему миру как Уралвагонзавод). Он подчинялся Наркомату танковой промышленности, созданному в сентябре 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. На Уральский танковый завод было привезено и установлено более 3 тыс. единиц оборудования. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Лозунги «Транспорт — родной брат Красной Армии» и «Каждым вагоном, выпущенным сверх плана, мы ускорим победу над врагом» сменились новым призывом — «Дадим Родине больше танков!». Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.

Огромный вклад в организацию танкового производства внес главный инженер предприятия Лазарь Кордунер. Он особое внимание уделял совершенствованию технологий производства танка Т-34, внедрению автоматической сварки под слоем флюса в бронекорпусном производстве.

Три судьбы

За вкладом Уралвагонзавода в Сталинградскую битву стояли конкретные люди. Это и рабочие предприятия, и участники боевых действий.

Читать далее

Быт

Вместе с оборудованием приехали специалисты с семьями. Население Вагонки (Дзержинский район Нижнего Тагила, где находится Уралвагонзавод) увеличилось на 70 тыс. человек. Довоенный жилой фонд Уралвагонзавода составлял 208 тыс. квадратных метров. Это было 23 каменных здания, включая детский сад, баню и больницу. Остальное — бараки и брусковые дома. За четыре месяца в рабочем поселке возвели 106 бараков и 177 землянок. Заселяли в одну комнату по 14–16 человек по принципу: цех — барак. Для эвакуированных на заводе открыли производство всего необходимого: столов, кроватей, ведер, чайников, кружек, ложек. Суточная пайка составляла 700 г сырого хлеба, 10 г жиров и 40 г крупы.

Были случаи дистрофии, но массовых смертей и эпидемий удалось избежать. При любых условиях рабочий обязан был выйти на работу. Тех, кто прогуливал, наказывали по всей строгости военного времени.

Из воспоминаний Игоря Горинова:

«Жили в общежитии, в комнатах по 14–16 человек. Вещи все на себе. Температура в комнатах такая низкая, что застывала вода. Но мы замерзнуть не успевали. Приходили уставшие и сразу засыпали. Несмотря на огромную занятость, директор завода Ю. Максарев раз в месяц приходил в общежитие, выслушивал нас, записывал наши вопросы. Я работал в кузнице, паек на месяц — 2,5 кг мяса, 2 кг крупы, 0,5 сахара и 1 кг хлеба. Самое страшное, когда за опоздания лишали хлебной карточки по 200 граммов ежемесячно. Хлеб сырой. Буханка стоила половину месячной зарплаты. Но работали не из-за заработка. На заводе условия труда тяжелейшие. Было много случаев, когда в кузнице люди падали в обморок от жары. Многие через месяц работы становились дистрофиками. Народ буквально вымирал. Почти каждый месяц кузницу пополняли новыми мобилизованными из деревень стариками и подростками».

При этом заводчане не забывали в свободное время про самодеятельность, помогали детскому дому. Уже в 1942 году впервые прошла легкоатлетическая эстафета на призы заводской многотиражки.

Кадры

Несмотря на массовую эвакуацию, сотрудников не хватало: шла поголовная мобилизация прибывших — в армию отправляли и высококвалифицированных специалистов. Только после личного вмешательства наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева удалось остановить призыв ценных кадров. Были редкие случаи, когда рабочих и инженеров возвращали с фронта на завод.

Две трети трудового коллектива составляли мужчины. Работали на заводе и подростки. В 1942 году на УТЗ было 10 тыс. молодых рабочих, из них около 1 тыс. человек в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет. На 1 января 1945 года на УТЗ работали около 25 тыс. человек, из них 4 тыс. составляли подростки от 8 до 18 лет.

Вся лента