Ямалу ищут более дешевые газовозы
«Атомфлот» рассматривает вариант с танкерами класса Arc5
«Атомфлот» думает о разработке нового линейного ледокола и танкеров-газовозов класса Arc5 для вывоза сжиженного газа с Ямала в Европу после запуска проекта «Арктик СПГ» в 2022 году. Компания заказала проведение соответствующих исследований финской Aker Arctic Technology. Использование танкеров Arc5, более дешевых, чем уже построенные для «Ямал СПГ» газовозы Arc7, может снизить расходы НОВАТЭКа на транспортировку газа в западном направлении.
ФГУП «Атомфлот», входящее в «Росатом», заказало финской компании Aker Arctic Technology создание концепта и проведение модельных испытаний для нового линейного ледокола шириной 46 м, а также для танкера-газовоза типоразмера Yamalmax и ледового класса Arc5. Соответствующая закупка на 28 млн руб. размещена на сайте госкорпорации.
Сейчас для запущенного в ноябре прошлого года проекта «Ямал СПГ» используются танкеры максимально высокого класса Arc7, которые способны самостоятельно проходить зимой в западном направлении в Европу. Но, как следует из закупки, теперь «Атомфлот» рассматривает вариант использования танкеров с более низким ледовым классом, но при условии их сопровождения новым ледоколом. В закупке не указано прямо, какой вид топлива будет использовать новый ледокол, но, наиболее вероятно, это будет СПГ. Как писал “Ъ” 22 сентября 2017 года, «Атомфлот» всерьез рассматривает использование ледоколов на СПГ мощностью 40 МВт для проводов в акватории Обской губы. Но новые указанные в закупке линейные ледоколы, исходя из ширины 46 м, будут больше и мощнее.
Вячеслав Рукша, гендиректор ФГУП «Атомфлот», об идее создания госструктуры для развития Севморпути, 29.09.2017 в интервью “Ъ”
Вполне возможно, что эта компания могла бы иметь суда ледового класса
Как пояснил “Ъ” глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша, смысл проводимого компанией исследования в том, чтобы определить наиболее эффективный способ транспортировки СПГ с Ямала в западном направлении (в Европу) после того, как будет введен в эксплуатацию второй СПГ-завод «Арктик СПГ». «В связи с этим требуется баланс между судами класса Arc7 и Arc5, не исключено, что более дешевые Arc5 как раз и будет выгоднее направить в сторону Европы. При полном развитии “Ямал СПГ” и “Арктик СПГ-2” будет требоваться проводка двух газовозов одновременно в сутки. Рассматриваются сразу две схемы: газовоз тяжелого ледового класса и ледокольное обеспечение меньшей мощности или, наоборот, усиление ледокольного обеспечения и уменьшение ледового класса газовоза, тем более в западном маршруте до 80% он будет проводить в чистой воде и 15–20% во льдах»,— отметил он. Господин Рукша добавил, что по мере развития СПГ-кластера на Ямале до мощности 100 млн тонн в год «через 10–15 лет будет не менее четырех-пяти газовозов в сутки, и вопрос караванной проводки будет влиять на экономику проекта и цены российского СПГ на рынках сбыта Европы и Азии». Важно, что СПГ надо транспортировать со скоростями не менее 10 узлов даже в тяжелые месяцы март, апрель, май, поэтому тема коммерческой скорости очень важна, заключает глава «Атомфлота».
Модельные испытания в Финляндии СПГ-ледокола шириной 46 м не гарантируют его строительства именно там: заказчики зачастую испытывают модели с различными характеристиками и размерами до начала проектирования. Так, по информации “Ъ”, «Атомфлот» уже проводил аналогичные испытания моделей судов различной ширины в Крыловском ГНЦ в Петербурге. По мнению собеседников “Ъ”, окончательный выбор параметров ледоколов на СПГ будет сделан «Атомфлотом» к концу 2018 года.
Транспортировка является наиболее сложной частью ямальских СПГ-проектов и дает такой же вклад в себестоимость газа, как и строительство самого завода по сжижению (в среднем порядка $2 на MBTU). Сейчас НОВАТЭК пытается минимизировать потребности в строительстве дорогих танкеров Arc7, в частности, через создание перевалочной базы на Камчатке, где СПГ будет перегружаться на обычные газовозы. Собеседники “Ъ” в отрасли ранее оценивали стоимость строительства танкера Arc7 примерно в €300 млн, что в среднем вдвое дороже, чем постройка конвенционного танкера. Поскольку СПГ-танкеров класса Arc5 пока не построено, оценить экономию, которую грузоотправитель мог бы получить за счет замены ими судов Arc7, сложно.