Запрет на покупку российского госдолга объявлен опасным
Минфин США полагает, что от таких санкций пострадают интересы американского бизнеса в России
Опубликована часть документа Минфина США, описывающего потенциальный эффект от введения санкций против покупателей новых еврооблигаций или облигаций федерального займа РФ. Главные выводы ведомства, реализующего в Соединенных Штатах экономические санкции,— запрет на покупку госдолга РФ будет негативно влиять на экономику России, но в той же степени пострадают интересы американских инвесторов, пользующихся инструментами, связанными с госдолгом. Судя по всему, Минфин США в санкции против госдолга РФ не верит и будет противодействовать этой идее Конгресса США.
Агентство Bloomberg опубликовало новый документ Минфина США, посвященный потенциальному развитию санкций против России. В отличие от предыдущего документа (открытая часть так называемого «кремлевского доклада»), опубликованного 29 января и являющегося в основном формальной справкой ведомства о проблеме, обнародованный 2 февраля документ — немного более подробное изложение проблемы санкций в отношении госдолга РФ, возможно, являющееся частью проекта открытой части доклада Минфина США по санкциям, который 28 января, как заявил один из консультантов ведомства экономист Андерс Ослунд, был заменен на опубликованный краткий «кремлевский доклад». В тексте документа, как и в «кремлевском докладе», прямо указывается на то, что этот текст не анонсирует какие-либо санкции и не может служить описанием того, что предполагает делать правительство США в этой сфере,— по существу, это официальное мнение по запросу Конгресса США, но не более того.
Документ состоит из трех частей: в первой части он описывает контекст уже введенных США и ЕС санкций против России с 2014 года с кратким анализом их эффективности в отношении макроэкономики, во второй — рынок госдолга РФ и деривативов на госдолг, в том числе кредитно-дефолтные свопы на него (CDS), в третьей — дает, как и требует от Минфина США закон CAATSA в параграфе 242, предположение ведомства о том, как может отразиться на России и на американских инвесторах введение запрета на сделки с новыми выпусками российского госдолга и производных на него. Сама по себе детализация документа достаточно угрожающая — из него, например, вполне ясно следует, что, помимо собственно запрета на покупку резидентами США новых выпусков еврооблигаций и ОФЗ, в правительстве США как минимум обсуждалось давление на российский рынок со стороны других инструментов — например, тех же CDS (напомним, эти производные используются в основном для хеджирования валютных рисков и являются частными контрактами, обычно реализуемыми международными банковскими структурами) или валютных свопов на рынке РФ.
Кроме того, из документа очевидны консультации (по крайней мере неофициальные) с ЕС по возможной синхронизации «санкций на госдолг» с Европой.
Впрочем, выводы Минфина США по результатам анализа для сторонников санкций на госдолг достаточно разочаровывающие. Команда Стивена Мнучина, министра финансов США, не отрицает, что даже в текущей ситуации, когда в крупных заимствованиях ни на внутреннем рынке, ни за пределами РФ федеральный бюджет не нуждается, санкции на госдолг будут негативно влиять на макроситуацию в экономике РФ — в частности, увеличится стоимость банковских заимствований внутри РФ (расчетов не приводится). Однако оценивать этот эффект Минфин США не берется, зато предупреждает адресатов (Конгресс США), что этого вида санкции с большой вероятностью нанесут сравнимый ущерб как «целевым» российским игрокам, так и американским компаниям и инвесторам, работающим с российскими инструментами.
Последний вывод, судя по всему, связан со спецификой таких инструментов, как CDS и валютные свопы,— в этих инструментах, оборот которых связан с госдолгом РФ за пределами России, особенно активны инвесторы США (в том числе как организаторы рынка).
Напротив, из-за их меньшей технологичности в сравнении с иностранными структурами, банки и инвесткомпании—резиденты РФ пользуются ими много реже.
Пока главный вывод из публикации Bloomberg — правительство США склоняется к санкциям, так или иначе связанным с конкретными физлицами и компаниями в России, но не к расширению «секторальных» санкций против РФ, которые продолжают охватывать в основном оборонный комплекс и в меньшей степени нефтегазовую отрасль. Отметим, умеренность в вопросах санкций по госдолгу может привести к большей жесткости Минфина США в «точечных» санкциях — срок их введения и их потенциальный характер остаются неизвестными.
Что получилось из «кремлевского доклада»
В ночь с 29 на 30 января Минфин США опубликовал «кремлевский доклад» (КД) — список 210 человек, которые либо близки к российской власти, либо обладают состоянием больше $1 млрд. В списке состоит практически все федеральное руководство России (114 чиновников) и большая часть деловой элиты (96 бизнесменов). Список не устроил ни одну из сторон — в США и в России «кремлевский доклад» ругают за расплывчатость.