«Во Второй мировой победила девочка Анна»

Почему нельзя пропустить новый фильм Алексея Федорченко

Новый российский фильм «Война Анны» назвали одним из лучших в 2018 году. Драму о Холокосте показали на этой неделе на международном кинофестивале в Роттердаме, и критики встретили картину восторженными отзывами. Режиссер ленты — Алексей Федорченко, автор «Овсянок» и «Ангелов революции». «Война Анны» рассказывает историю девочки, которая чудом спаслась от фашистов и два года жила в камине в комендатуре. Почему фильм нельзя пропустить и когда его можно будет посмотреть, рассказывает Юлия Вагапова.

Фото: SAGa Film Company

Алексей Федорченко дебютировал в кино в 2005-м с документальной картиной «Первые на Луне», которая рассказывает о планах советских космонавтов покорить космос еще до Великой Отечественной войны. Лента получила премию Венецианского кинофестиваля, а эротическая драма о супружеской жизни «Овсянки» принесла «Нику» за «лучший сценарий» и «лучшее музыкальное оформление». В новой работе Федорченко «Война Анны» всего одна героиня — маленькая девочка. Ее семью расстреляли в начале войны в украинской деревне, она же спаслась и спряталась в камине фашистской комендатуры, бывшей школы. Днем Анна наблюдает через щель в стене за жизнью штаба, а ночью отправляется искать воду и еду, рискуя жизнью.

«Она хотела изучать музыку, но вместо этого учится находить еду и свет. Сейчас она живет в камине. Одна. Когда ты боишься всего вокруг, легко забыть, как звучит собственный голос».

Выйдет ли «Война Анны» в российский прокат, пока неизвестно. Впрочем, эксперты уверены: посмотреть ленту зрители смогут в любом случае — если не на большом экране, то в онлайн-кинотеатрах. Как отмечают критики, эта картина сильно отличается от российских военных фильмов. В драме почти нет ни слов, ни динамики, а имя главной героини упоминается только в названии. К слову, именно она позволяет проводить аналогии со знаменитым голландским дневником Анны Франк.

Премьера российской драмы прошла в Нидерландах, в 70 км от дома, где во время войны пряталась Анна Франк. По словам самого Алексея Федорченко, его «Война Анны» — абсолютно реальная история, о которой сама героиня, в отличие от голландской девочки, рассказать не смогла: «Мне интересно было снять эту историю, потому что вдруг я понял, кто победил во Второй мировой войне — девочка Анна. Я прочитал похожую историю, небольшой рассказ по воспоминаниям девочки, которая пряталась в немецкой комендатуре на Полтавщине. Все фильмы, которые я делаю, немного перпендикулярны темам, которые я затрагиваю. «Анной» мы закрываем военную тему».

Анна из фильма Федорченко вынуждена все время проводить в молчании, и эта тишина звучит громче любых слов: рассказывая о всех детях и взрослых, чьи истории так и не были услышаны.

«Война Анны» — это совершенно новый взгляд на события Второй мировой войны в целом и на тему холокоста в частности – уверен кинокритик Алексей Филиппов: «Достаточно неожиданное кино про войну, потому что оно сфокусировано на мироощущении 12-летней девочки. Для нее нет каких-то «плохих взрослых», она все воспринимает, как игру, а все ужасы войны — только в голове у зрителя. Это немножко сказка, немножко робинзонада, а военная тематика является некой каймой для этой истории».

Многие эксперты уверены: новая работа Федорченко — фильм не столько о событиях Второй мировой, сколько о войне каждого ребенка с жестокой машиной насилия. Единственный выход Анны — ждать и прятаться, избегать опасностей и пытаться отвоевать свое право на жизнь.

На престижном киносмотре в Роттердаме для российского кино в целом нашлось достойное место. Помимо «Войны Анны» там были представлены еще две наши картины: «Теснота» Кантемира Балагова и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова.

Вся лента