Салоны подали признаки жизни
Авторынок
Минувший год ознаменовался восстановлением платежеспособного спроса на автомобильном рынке России и Петербурга, что привело к значительному увеличению объемов производства новых авто. Аналитики рынка считают, что благодаря программам господдержки и высокому износу находящихся в эксплуатации машин в наступившем году продажи сохранят динамику на уровне 10%. Автодилерам 2017 год принес продолжение трендов последних лет: концентрацию продаж ведущими игроками, уменьшение количества зданий и помещений в эксплуатации, а также рост доли подержанных авто в общем объеме реализации.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), публикующей статистику автопродаж в федеральном масштабе, по итогам 2017 года объемы продажи новых машин в России выросли на 11,9% и составили 1 595 737 штук.
"Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан",— отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Как полагают в аналитическом агентстве "Автостат", главным драйвером рынка стал высокий износ находящихся в эксплуатации машин. Но в 2017 году износ техники достиг того уровня, когда игнорировать его стало невозможно, что спровоцировало увеличение спроса, стабильно падавшего последние годы. В "Автостате" говорят, что подъем спроса продлится до середины либо конца 2018 года.
Генеральный директор агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин считает, что ключевой причиной роста продаж стала низкая база 2016 года, когда рынок достиг своего дна. "Если сравнивать результат прошлого года с лучшими показателями автомобильного рынка на рубеже нулевых и десятых годов, то сокращение будет более чем заметным — около 30%. Плюс продолжали работать государственные программы поддержки, среди которых появилось несколько новых, что, несомненно, повлияло на спрос. Еще одна причина — рост привлекательности кредитования. Например, в третьем квартале прошлого года более 50% новых машин в России было продано в кредит, что сопоставимо с докризисными временами",— отмечает господин Чаплыгин.
По словам эксперта информационного агентства "Крединформ" Евгения Насирова, положительной динамики роста продаж автомобилей в России удалось достичь прежде всего за счет государственной поддержки по программам "Первый автомобиль" (скидка при покупке первого автомобиля), "Семейный автомобиль" (для семей с двумя и более детьми, субсидирование части процентной ставки), льготного лизинга "Свое дело" (для малого и среднего бизнеса). Кроме того, снижение процентных ставок по автокредиту от ведущих банков России дополнительно стимулировало рост продаж. "Следует учитывать и фактор отложенного спроса: сейчас экономика страны начинает оздоровление, и граждане меньше опасаются совершать дорогие покупки",— считает господин Насиров.
Петербургский рост
Спрос в Петербурге вырос больше, чем в среднем по стране. По данным аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб", за 11 месяцев 2017 года продажи автодилеров города увеличились на 15% (данные за год еще не опубликованы). За этот период в городе продано 123 534 автомобиля. По итогам 11 месяцев в Петербурге продано 8,6% автомобилей, реализованных на территории страны. В сопоставимом периоде 2016 года в городе было реализовано 8,3% авто от всероссийского объема продаж. "Положительная динамика продаж в Петербурге была выше, чем в среднем по России. Так, число купленных машин по программе автокредитования в 2017 году увеличилось на 41,5% по сравнению с 2016 годом",— приводит данные господин Насиров.
Собираемые в Петербурге автомобили в прошлом году стабильно входили в рейтинги наиболее востребованных машин в стране. Так, первое место, по статистике АЕБ, прочно заняла Kia Rio (96 689 авто продано за год в России), которую собирают на автозаводе Hyundai в Каменке. Популярностью пользовались также модели Hyundai Solaris (четвертое место — 68 614 авто) и самый популярный в России внедорожник Hyundai Creta (пятое место — 55 305 авто), выпускаемые тем же предприятием. В число 25 наиболее продаваемых в стране моделей по итогам 11 месяцев также вошли Toyota Camry и Toyota RAV4, которые выпускает автозавод Toyota в Шушарах. Две модели петербургского автозавода Nissan — X-Trail и Qashqai — заняли 21-е и 22-е места в рейтинге АЕБ.
Спрос на машины петербургского производства повлек увеличение загрузки местных автомобильных заводов. По информации "Auto-Dealer-СПб", за январь — ноябрь 2017 года автомобильная промышленность города выпустила больше машин, чем за весь 2016-й или весь 2015 год. Три городских предприятия произвели 315,7 тыс. легковых авто.
Как утверждает Михаил Чаплыгин, автомобильная промышленность Петербурга впервые с 2013 года оказалась "в плюсе": с тех пор объемы производства в городе только снижались. При этом в наступившем году объемы производства хоть и будут увеличиваться, но расти будут гораздо более низкими темпами.
Как говорится на официальном сайте автозавода Hyundai, являющегося второй в России производственной площадкой по объемам выпуска после АвтоВАЗа, за весь прошлый год предприятие выпустило 233,5 тыс. автомобилей, что на 13% больше, чем за 2016 год. В 2018 году руководство предприятия планирует выпустить более 235 тыс. машин, что должно стать абсолютным рекордом завода за все время его существования. Завод, как и все последние годы, работает в три смены пять дней в неделю.
Наиболее существенно увеличение спроса повлияло на завод Nissan, построенный на севере Петербурга. В октябре прошлого года предприятие увеличило число рабочих смен с одной до двух, нарастив штат на 500 человек. Расширение в компании объяснили растущим спросом на модели Qashqai, Murano, X-Trail.
"Заводы не загружены на полную мощность, поэтому их менеджмент заинтересован в расширении выпускаемой продукции за счет новых моделей или роста спроса на те, которые есть сейчас на конвейерах. В этом году рост рынка может продолжиться в пределах 10%. Дальше все зависит от геополитических и экономических факторов. Как мы видим, рынок новых автомобилей в России развивается волнообразно, за тремя-четырьмя годами роста следует падение",— говорит Михаил Чаплыгин. В информационном агентстве "Крединформ" полагают, что динамика прошлого года продержится и в 2018 году, так как госпрограммы продлены на год.
Автодилеры: продолжение консолидации рынка
Как говорит генеральный директор "Auto-Dealer-СПб", в прошлом году в среде автодилеров продолжились тенденции, характерные для предыдущих двух лет, основной из которых стало укрупнение авторынка. "Если в 2014 году доля 20 ведущих автохолдингов города от общего объема продаж машин составляла 69,3%, то через два года она достигла уже 80,5%. Дилеры считают, что лучше продать автомобиль с меньшей маржинальностью, чем тратить дополнительные средства на содержание стока. Такова сегодня ситуация на рынке",— отмечает господин Чаплыгин.
Еще одной тенденцией стало уплотнение действующих площадей. Автосалоны все чаще переходят в собственность продуктовых ритейлеров или других заинтересованных игроков. "Дилеры готовы пополнять портфель новыми брендами, но не готовы строить новые автоцентры, затраты на возведение которых в среднем могут составлять около 1 млрд рублей. Активные игроки ищут проблемные активы с перспективной франшизой, которые можно приобрести за адекватные суммы",— говорит эксперт.
Продолжается экспансия автодилеров рынка подержанных автомобилей. "Дилеры уже преодолели планку, когда количество проданных ими подержанных машин составляет 80% от объема реализованных новых авто. Лидеры рынка стремятся к соотношению один к одному",— заключает аналитик.