Верните женщину!
Игорь Чер-ский, краш-тест манекен, Москва
Фото: Автопилот
Брюзжать «куда катится мир?!» бессмысленно. В любом случае, кто-то все время пытается его ухудшить. Убрать что-то хорошее и заменить чем-то ничем. Вот так и с грид-герлз. Кому мешали красивые девушки, державшие таблички с номерами пилотов? У кого они вызвали дискомфорт, диарею и энурез? Кто тот ханжа и фрик, который первым предложил убрать милых чаровниц с автогонок? Они ведь не делали ничего дурного, были в одежде, но даже в ней вдохновляли пилотов на подвиги!
Фотогалерея
Девушки уходят с трассы
История грид-герлз началась в Японии. В 1960-х годах нефтяная компания Cosmo Oil запустила там рекламную кампанию новой марки бензина. Ее лицом стала модель и певица Роса Огава (на фото) в образе Мэрилин Монро. Для активизации рекламной кампании модель начали привлекать к сопровождению автогонок
Грид-герлз выполняли несколько функций: показывали расстановку машин на стартовой решетке (grid), держали номера гонщиков или флаги их стран, позировали на презентациях новых болидов, вручали награды
Фото: Bryan Jobson / ANL / REX / Shutterstock / Fotodom
Помимо грид-герлз существовали также пит-герлз — девушки, которые все время находились в паддоке и на пит-лейн
Фото: LAT Photographic / REX / Shutterstock / Fotodom
В конце 1960-х на марафоне «24 часа Ле-Мана» во Франции перед началом гонки на трассе появились сразу несколько грид-герлз, одетые в одном стиле. Впоследствии традиция с одинаковой одеждой прижилась
Фото: LAT Photographic / REX / Shutterstock / Fotodom
В 1970-х годах грид-герлз стали популярны и в Америке
На фото: британский автогонщик Джеймс Хант во время Гран-при США-Запад (1976)
Фото: Alvis Upitis / Getty Images
Если в 1970-х годах девушки, как правило, не обнажались до нижнего белья, то начиная с 1980-х годов они все чаще стали появляться в бикини
Фото: AP
Основными критериями при отборе на работу грид-герлз по всему миру, как правило, считались: рост не ниже 175 см, возраст от 18 до 25 лет, параметры 90х60х90, эффектная внешность, грамотное владение речью
Фото: Brandon Malone / Action Images / Reuters
Одной из самых известных грид-герлз второй половины 1990-х была модель Кейт Прайс, известная как Джордан (на фото в центре). Ее псевдоним совпадал с названием команды «Формулы-1» «Джордан», в мероприятиях которой она участвовала
Фото: Nils Jorgensen / REX / Shutterstock / Fotodom
Из всех стран явление популярнее всего в Японии: там издаются десятки журналов, посвященных профессии, а самых популярных ее представительниц узнают на улицах и просят автографы
Фото: John Marsh / Action Images / Reuters
До недавних пор недовольство участием грид-герлз в соревнованиях выказывали в основном страховые компании, которые рассматривали вызывающе одетых девушек на трассе как фактор, увеличивающий вероятность аварий, однако в последние годы к ним присоединились приверженцы феминистических взглядов
Фото: Reuters
Для многих грид-герлз сопровождение автогонок стало стартовой площадкой для модельной или телевизионной карьеры
Фото: Crispin Thruston / Action Images / Reuters
Девушки принимали участие также в гоночных этапах, проходящих в мусульманских странах
На фото: Мото Гран-при Турции в Стамбуле, 2007 год
Фото: Reuters
В японском законе о занятости до 1999 года профессия была официально закреплена как «race queen» (королева гонки), а позже как «circuit lady» (леди автодрома)
Фото: Reuters
Участие грид-герлз в сопровождении гонок по-прежнему тесно завязано на спонсорских контрактах
На фото: реклама напитка Monster Energy на Гран-при Австралии «Формулы-1»
Фото: Crispin Thruston / Action Images / Reuters
В 2014 году грид-герлз принимали участие в открытии российского этапа «Формулы-1» в Сочи. 30 сентября Гран-при впервые пройдет без них
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
В 2015 году на Гран-при Монако «Формулы-1» провели эксперимент — с традиционными табличками на стартовой решетке вместо женщин появились мужчины, однако инициатива тогда не прижилась. В том же году от грид-герлз отказался чемпионат мира по автогонкам на выносливость. Мероприятия с участием моделей называли «сексистскими» и «старомодными»
Фото: AP / Luca Bruno
В декабре 2017 года руководство «Формулы-1» заявило, что обсуждает вопрос об отказе от традиции грид-герлз
Фото: Mark Thompson / Getty Images
31 января было выпущено заявление, положившее явлению конец: «Хотя использование грид-герлз десятилетиями была важной чертой Гран-при „Формулы-1“, эта традиция, как нам кажется, не резонирует с ценностями нашего бренда и явно не соответствует нормам современного общества»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Поднявшаяся волна накрывает всех и вся. Включая «королевские гонки». Хотя какие там «короли», если они вынуждены даже на шутов оглядываться и пытаются никого не обидеть. Вот спортивный директор Формулы-1 Росс Браун всем норовит потрафить. Дескать, тема деликатная, мы усиленно изучаем вопрос и стараемся учитывать мнение всех сторон… Мне особенно понравилась его фраза, сказанная Би-Би-Си, что «есть люди, которым нравится эта традиция, но есть и такие, кто считает ее устаревшей». Кто эти «такие», я догадываюсь. Им вообще только свои парады нравятся.
Но «идейные» еще хуже. Если они победят, вместо девушек на стартовой решетке будут стоять ветераны не важно чего, трансгендеры с двумя судимостями, притесняемые люди с редким цветом кожи, жертвы порносайтов и прочие представители меньшинств, имеющих свое мнение и свое право. После этого «борцы» заменят симпатичных телеведущих, массажисток в спа-салонах, официанток во всех ресторанах…
Впрочем, борцуны за отделение девушек от автомобилей выдают и «веские» аргументы
Мол, девушки отвлекают от главного, и главным при этом считают автомобили. Але, гараж! Главным существом на Земле всегда была, есть и будет женщина! Автомобиль никого не родит, даже если стоит 5 миллионов евро. И увлечение гонками и моторами никогда никого не должно отвлекать от женщины — матери, сестры, жены и любовницы. О, да, мы знаем печальные примеры людей, которые тоже считают, что важнее гараж и выпить с Петровичем. И какова дальнейшая судьба этих людей? Гаражи посносили, люди спились, а их жены вышли за нормальных людей, для которых женщина важнее машины.
Игорь Чер-ский
Я имел несчастье наблюдать в Ле Мане в 2015-м, как впервые попробовали убрать грид-гелз и заменить их на мужчин. Зрелище было печальным. Правда, российская команда G-Drive Racing подстраховалась и договорилась с журналом Maxim. Совместными усилиями из числа финалисток конкурса MissMaxim были отобраны четыре красавицы и командированы на гонку в Ле Ман. Думаю, не стоит объяснять, какой они там произвели фурор. Как радовались гонщики пригласившей их команды и как гонщики из других команд прибегали с ними пофоткаться. Ну и конечно, не было ни одной газеты или журнала с отчетом о гонках без портретов этих красавиц. В общем, удалось сравнить ощущения от той части трека, где стояли девчонки, с той, где их не было. Это как колодец среди пустыни. Но за эти два года уверенно побеждает пустыня, и это грустно.
А почему никого не интересует мнение главных героев гонок — пилотов? Они как раз всеми руками за девушек. Например, пилот «Рено» Нико Хюлькенберг, пилоты «Ред Булл» Даниэль Риккардо, Макс Ферстаппен и другие уже высказывались против отказа от грид-герлз. Может, это последнее, что они увидят перед ужасной аварией?
Как можно лишать человека последнего желания? А заодно и желания победить, вдохновившись красотой девушки, как это было во все времена
Но это еще не все. На международных автосалонах тоже пытаются сократить число красавиц, чтобы не отвлекали. Иногда, при попытке сфотографировать девушек на фоне автомобиля, они демонстративно уходят, указывая на автомобиль. Мол, его снимай, он важнее. Не волнуйтесь, автомобиль мы обязательно снимем. И расскажем про него, а не про девушку. Но не надо ломать традиции и лишать мир красоты. Она ведь его спасает. А так же спасает и автомобили, которые получились не слишком удачными. Убери девушку — и в глаза бросится только автомобиль. А так, глядишь, даже он покажется симпатичным.
Другие авторские колонки читайте в постоянной рубрике «Ответственные лица»