Нечеловечески любимые
Наталия Нехлебова — о собаковладельцах и нежности, граничащей с насилием
Если верить восточному календарю, главный герой этого года — желтая собака. Для собаки — старинного друга — нам ничего не жалко. Для ее счастья создаются эксклюзивные корма, одежда, косметика, прически, парфюмерия... А зоопсихологи лечат душевные травмы изуродованных человеческой привязанностью существ. Значение выражения "собачья жизнь" сменило минус на множество плюсов. Границы человеческой любви к собакам исследовал "Огонек"
Стайка разномастных собак носится по большому саду. Человек бросает им мяч в бассейн, и они со счастливым визгом кидаются в воду. И сад, и бассейн — здесь все специально для собак. Это центр (на юге Франции) по изучению вкусовых предпочтений собак крупнейшего мирового производителя кормов для домашних животных. Здесь живет 180 собак нескольких десятков пород. Их работа — пробовать еду. В свободное время они купаются в бассейне и отбирают мячики у сотрудников, которые наняты, чтобы их развлекать.
"Домашние животные делают жизнь и мир лучше,— заявляют производители кормов.— И мы должны сделать жизнь лучше для них. Наш девиз — лучший мир для собак и кошек".
Не мясом единым
Диетология животных начала активно развиваться с 90-х годов. Но если в прошлом веке люди еще позволяли себе кормить собаку костями, то сейчас это может быть приравнено к жестокому обращению с животными. "Профессиональные собаководы за такое вам глотку перегрызут",— говорит собакозаводчик Алина Тимофеева. Сейчас мировой оборот производителей питания для домашних животных около 55 млрд долларов в год.
"Современные корма — это как нанокухня,— замечает Винсент Бьерж, директор по научным исследованиям Royal Canin,— в них соблюден баланс всех необходимых собаке белков, жиров, витаминов и минералов. В одном продукте может быть от 50 до 80 ингредиентов. Например, используется природный антиоксидант — вытяжка из томатов, крупы, мясокостная мука. Требования к минимальному количеству содержания токсинов в пшенице для собачьих кормов выше, чем для людей. Исследования длятся около двух лет, прежде чем новый продукт выходит на рынок". Корма создаются под отдельные породы, размер собак и возраст. Например, из-за коротких конечностей позвоночник таксы подвергается значительным нагрузкам — в корме для них будет кальций и фосфор для поддержания прочности костей. У немецких овчарок может развиться дисплазия тазобедренных суставов — проблема предупреждается также специальным питанием. Есть даже продукты с антидепрессантами — для животных, которые постоянно находятся в стрессе. Например, служат в МЧС или на границе. Для аллергиков (часто это шарпеи) производят гипоаллергенные продукты. Есть особый корм для самых слабых в помете щенков, который буквально спасает их от смерти в первые дни жизни. Уже возможно создание эксклюзивного питания для конкретной собаки. Ветеринар составляет рецепт, и на заводе по нему производят отдельную партию.
Более того, существуют десятки разновидностей форм крокетов — сухого собачьего корма. Вы думали, все эти кругляшки, бублики и летающие тарелки — просто для разнообразия? Нет. Специалисты тщательно изучают, как животные захватывают пищу. Корм насыпается на стеклянный стол. Под столом располагается камера, она и фиксирует, как еда отправляется в собачью пасть. Животным с короткой и широкой мордой (например, боксерам) очень сложно захватывать пищу. Поэтому для них крокеты делают особой формы. Для боксеров — волнообразные, для мопсов в виде трилистника. На один конец носом надавил — другой поднимается и сразу в пасть. Лабрадоры — страшные обжоры. Для них придумали крокеты-обманки с дырочкой посередине. Вроде и много слопал, но калорий меньше.
Франц работает на заводе Mars — на контроле качества. Его инструменты — электронный штангенциркуль и компьютер. Он измеряет размер крокетов из каждой партии. На мониторе возникают длинные таблицы. Для каждого вида корма — своя норма. Если вдруг несколько крокетов больше, чем нужно, вся партия идет в утиль. "У меня очень ответственная работа,— заявляет Франц.— Я исключаю риск того, что собака может подавиться большим крокетом".
Над созданием кормов работают ученые — биологи, нутрициологи. Например, в Англии есть крупный научно-исследовательский центр, который занимается только этим.
В исследовательской лаборатории, где разрабатывают корма, денно и нощно работают специально сконструированные механические челюсти собак разных пород. Почти бесшумно они давят разный корм, чтобы ученые могли понять, насколько собаке будет удобно его жевать. Инженеры одного из производителей создали механизм — закрытый бокс, где полностью воспроизводится пищеварение собаки. Таким образом, можно выяснить, как усваивается продукт.
Во французском центре, где собаки работают экспертами, их с детства учат выбирать из двух мисок. То, что съедается больше, в итоге выходит на рынок. В этом центре есть песики, которых даже вопрос выбора не тревожит. Они работают в группе по усвояемости. Помогают сотрудникам центра определить — сколько белков и жиров собака потратила на то, чтобы радоваться жизни, а сколько оставила в укромном месте под кустиком. Все, что осталось под кустиками, собирается и тщательно изучается (запах тоже). Существует каталог идеальных остатков жизнедеятельности для нескольких десятков пород.
"Людям было бы неплохо питаться как собакам,— говорит Томас Брентен, менеджер по научным коммуникациям, научный сотрудник Международного альянса производителей еды для домашних животных,— потому что их корма сбалансированы. Там есть все, что им нужно. Но люди избалованы. Для них важнее вкус, а не польза. У нас 9 тысяч рецепторов, у собаки полторы тысячи. Поэтому собаки всю жизнь могут есть одну и ту же еду. Правильно подобранное питание увеличивает продолжительность жизни собаки на треть. Если вы кормите собаку не кормом, а обычной пищей, нужно стараться, чтобы были и белки, и злаки, и клетчатка. Советоваться с ветеринаром. Для людей же питание что-то вроде религии. И они пытаются обратить животных в свою веру. Делают из собак вегетарианцев или даже веганов. Есть люди, которые придерживаются палеодиеты и пытаются кормить собак так, как, по их представлениям, они питались 10 тысяч лет назад. Одним мясом. Это может привести к недостатку кальция и деформации скелета".
Люси из Калифорнии строгий веган. Только растительная пища. Так же она кормит и свою собаку — ши-тцу Ариэль. "Ариэль не хищник,— пишет Люси в своем блоге,— она нежная девочка, как и я. И мясо ей так же отвратительно, как и мне. Сегодня у нас на обед были вареная брокколи и бобы".
"Да, люди могут любить животных такой странной любовью, что заставят их есть брокколи,— комментирует Томас Брентен,— только я очень рекомендую, пожалуйста, если уж вы делаете это, посыпайте брокколи специальными пищевыми добавками для собак. Их подберет нутрициолог. Они восполнят собаке то, чего лишает ее ваша любовь".
Черная страсть
Анна — психолог. Ее любимец крошечный той-терьер Эклер. "Мы с моим Эклерчиком регулярно посещаем спа-салоны для собак,— рассказывает она в социальных сетях.— Я все ему делаю — и маски, и обертывания, и ароматерапию, и блеск-тату. Под Новый год его раскрасили под тигра. Настоящий зверь был. Он моя страсть. Мой мохнатый ребеночек. Я трачу на него очень много денег. У него все самое дорогое — одежда, сумки, краски, маникюр..."
Спа-салоны для собак — очень крупный бизнес, который расцвел уже в новом веке. (Только в Америке он приносит своим владельцам 5 млрд долларов в год.) Все краски для собачьей шерсти делают в основном в Японии и Корее. Выпускаются специальные гипоаллергенные шампуни, маски и парфюмерия. По словам производителей, требования качества к ним гораздо выше, чем к косметике для человека. Животное плохую косметику не переносит, сразу начинается аллергия. Кроме обычной стрижки и мытья собачьи спа-салоны предлагают огромный спектр услуг под вывеской "креатив". "Моя Бусечка предпочитает маску маракуйя,— делится владелица шпица на форуме,— в ней протеин водорослей и маракуйя. Еще мы иногда делаем масочку имбирь-бузина. После нее никаких секущихся кончиков. Она очень тонизирует и укрепляет нервную систему Бусечки". Абрикосовый скраб, ягодное умывание для мордочки, шампунь из натурального кокоса, ванна с пузырьками, отбеливание зубов с мятным освежителем, украшения перьями (сезонные перья также доступны), украшения стразами сваровски (приклеиваются с помощью клея для ресниц), блеск-тату — рисунок блестками, стрижка под шиншиллу. После всего этого "девочки выглядят как настоящие леди, а мальчики как благородные лорды", обещают спа-салоны.
"Особой популярностью у нас пользуется маска "черная страсть",— рассказывает маркетолог московской сети спа-салонов для животных Светлана Девушкина.— Мы используем косметику для собак итальянского производителя. У нее притягивающий сладкий запах. Это комплекс — шампунь, бальзам. Потом накладывается масочка на шерсть, после высушивания собаку обрызгивают духами — они очень ароматные. Запах держится недели две. Собачка псинкой не пахнет. Вся косметика специально сделана так, чтобы собака не ощущала дискомфорта от запаха. Это же все в основном для хозяина. 85 процентов тех, кто к нам приходит,— владельцы маленьких собачек. В основном наши клиенты — это йорки, мальтийские болонки, шпицы. Раньше к нам приходили только богатые люди. Сейчас обычные. Груминг-зоопрически — стал доступным для всех. Некоторые любят из трафаретов делать цветные узоры на спине, на уши стразики в виде короны могут выложить. Пуделей иногда в панд с помощью краски превращают. Чихуашек в леопардиков. Чаще собак украшают перед праздниками. Новый год, Восьмое марта. На день России краской или блеск-тату на спине собаки рисуют российский флаг".
Уши болонки в розовых блестках и фиолетовый хвост — довольно скучный креатив по сравнению с тем, что происходит в Америке на ежегодном международном соревновании экстремального груминга в Пенсильвании. Здесь человеческая фантазия к животным беспощадна. Чаще всего объектом становятся большие пудели, бишоны и бедлингтон-терьеры. Собак превращают в тигров, слонов, львов, драконов, попугаев, роботов... Иногда все это может сочетаться в одной собаке. Фиолетовый робот спереди, сзади синий дельфин, а на попе ромашка. Ноги — микки-маусы, а хвостик желтая уточка. На голове большая рыба и Пиноккио на передней лапе. Чем безумнее, тем больше шансов получить главный приз — 30 тысяч долларов. Победа в конкурсе автоматически делает грумера — собачьего парикмахера — известным и востребованным. Владельцы готовятся. У собаки должна отрасти длинная шерсть. Весь год хозяева репетируют, во что именно им предстоит превратить собаку на сцене перед судьями и 5 тысячами зрителей. Адриан Поп — владелец элитного отеля для собак в Южной Каролине. На соревнования он приехал с пуделями Логаном и Гуччи. "Люди сейчас иногда тратят больше денег на своих собак, чем на детей,— рассказал он местной прессе,— У меня в отеле специальная мебель для собак, в каждой комнате телевизор с плоским экраном. Владельцы могут выбрать канал, который будут смотреть их собаки. Большинство выбирает спорт и мультики. Здесь на соревнованиях грумеры работают как скульпторы и художники. Пикассо использовал белое полотно, я использую белую собаку. Это мой холст".
Мисс Элд-Вивер, победительница последних соревнований, приехала в США из Великобритании со своим пуделем Добби. "Самое потрясающее — это когда собака выходит на сцену,— поделилась она с журналистами,— Вот вроде бы обычный пудель. И прямо на глазах зрителей он превращается во что-то яркое, цветное, совершенно не похожее на собаку.
Я раскрасила Добби по мотивам романа "Мемуары гейши". Спереди Добби гейша, сзади золотая рыбка, посередине водопад, а хвостик — сакура".
Всех вылечат
"Весь этот маникюр, стразы — все это идет от селебрити,— объясняет Денис Новиков, руководитель груминг-центра в Москве.— Они выходят в свет и для них собака — это не просто компаньон, а определенный аксессуар и часть имиджа. В России это увлечение постепенно сходит на нет. Сейчас бум переместился в Китай, Таиланд, Корею. Там страсть к ми-ми-ми. Они из собак делают плюшевые игрушки. Это американская мода, когда собаку превращают в зебру или розовый куб, голубой прямоугольник... Мне ужасно жалко таких собак. Нет таких красок, которые не наносят вред здоровью собак. Все это химия. Обмен веществ у собак в шесть раз лучше, чем у людей, и поэтому их кожа впитывает всю эту гадость как губка. И угробить собаку креативным окрашиванием можно очень легко. Настоящий грумер должен постричь собаку так, чтобы это выглядело максимально естественно и показывало красоту породы и красоту шерсти. Сейчас собака перестала быть утилитарной. От этого многие проблемы. Если раньше люди заводили собак по их прямому назначению (нужен охранник — завожу овчарку, нужен охотник — завожу сеттера), то сейчас заводим собак-компаньонов".
Зоопсихолог — профессия, которая существует уже 50 лет. Эти специалисты исправляют поведение животных. Но собаководы массово стали обращаться к ним только в последние два десятилетия, когда собака окончательно утратила свое основное предназначение — сторож, охотник — и превратилась в домашнего любимца. Большинство зоопсихологов говорят, что основная проблема, которую им сейчас приходится решать, последствия очеловечивания собаки хозяином. "Люди заводят себе не собаку, а ребенка, внука, сестру, брата,— сетует зоопсихолог Ирина Милованова,— представьте, если бы вас взяли к себе жить лягушки и обращались как с лягушкой. Выделили бы в болоте лучшую кочку, кормили бы лучшими комарами... Люди переносят на собак свои психологические проблемы, безграничную потребность кого-то любить. Результат — животное превращается в избалованное создание. А люди жалуются мне, что пес невоспитанный, что у него постоянно расстройство желудка. Но вы ведь его кормите как маленького ребенка всем подряд, в том числе сладким. Собаки начинают кусаться, потому что их затискивают. Они этого не любят".
BBC сняли целый документальный сериал о посетителях спа-салона для собак в Уэльсе. Лиза, хозяйка ши-тцу Доры, после этого стала звездой. Она часто ходит со своей собачкой в маленькое кафе при спа-салоне, где покупает пирожные и капучино для себя и для Доры. Целует ее прямо в мордочку. "Я так люблю свою собаку,— говорит она,— и я хочу самого лучшего для нее. Люди могут оказаться мерзавцами, собаки никогда. Как же я люблю ее маленький язычок. Она такая сладкая. Она столько радости мне приносит. Она просто спасла мою жизнь. Я всегда на Рождество покупаю ей новое платье. И, кроме моей Доры, мне никто не нужен". Профессиональный бодибилдер Пол — еще один герой сериала — после развода остался с любимым бульдогом Коко. Вместе с ней он ходит в спортзал. "Кому нужны дети и женщины, когда есть такая собака",— говорит он, прижимая к себе Коко могучими руками.
Удивительная вещь, но собаки не любят обниматься, говорят зоопсихологи. Они в природе этого не делают. Это нам, людям, нужно чье-то объятие для утешения. А собаки просто терпят, когда мы их обнимаем. Из большой и безмолвной любви к нам.
Новая работа
Собаки могут быть не только дорогой игрушкой. Они по-прежнему отличные сторожа и ищейки, но в последнее время к этим талантам добавляются новые
На защите искусства
В Бостонском музее изобразительных искусств новый сотрудник — четвероногий Райли. Трехлетний щенок веймарской легавой. Ему предстоит сложная работа — находить насекомых, которые могут повредить шедевры, хранящиеся в музее. Райли — первая в мире собака, которая будет нести такую службу. В год Бостонский музей посещает миллион человек. В складках одежды кто-нибудь вполне может пронести, например, личинки моли. А этому прожорливому насекомому ничего не стоит повредить 500-летние гобелены. Пока Райли проходит тренировку под руководством Ники Луонго — начальника департамента охраны музея. "Собаки этой породы невероятно умные и у них потрясающий нюх",— говорит Ники. К борьбе с маленькой, но серьезной грозой искусства Райли приступит через год. С посетителями собака контактировать не будет, как бы им этого ни хотелось. Службу Райли будет нести в нерабочие часы музея.
Плесень не пройдет
Билл Уитстайн владелец академии для собак во Флориде. 15 лет он тренировал собак находить оружие, наркотики, людей... И уже несколько лет в отдельном подразделении академии готовят колли, джек-расселов, лабрадоров, которые могут обнаруживать мельчайшие следы плесени. Собаки работают в школах, больницах и обычных домах. К их помощи прибегают уже после того, как в помещении провели обеззараживающую обработку. Они обнаруживают то, что не нашел человек. Единственная незадача для собак — борцов с плесенью — они не могут найти ее следы выше своей головы.
По следам ягуара
Бельгийская овчарка Майк должна была нести службу на границе США и Мексики. Ловить контрабандистов. Для этого собака прошла подготовку, но с обязанностями не справилась. Ее очень пугали большие грузовики. Для Майка нашлась работа в Центре биологического разнообразия в Аризоне. Тут Майку удалось выследить очень редкого нарушителя границы — единственного в США ягуара. Он пришел из Мексики и решил остаться. Биолог Крис Багби, который занимается изучением хищников, научил Майка лаять при обнаружении следов жизнедеятельности большой кошки. Благодаря Майку биологам удалось заснять ягуара и подробно следить за его жизнью. Майк и ягуар, которого прозвали El Jefe — Босс, стали звездами в Аризоне. Теперь Майка хотят обучить выслеживать оцелотов.