Статус за выслугу лет
Смольный оформил многоступенчатую систему одобрения проекта завода дизельных двигателей
Как стало известно "Ъ", в конце 2017 года администрация города присвоила статус стратегического инвестора ООО "ПО "Санкт-Петербургский завод дизельных запчастей"", восемь лет пытающемуся наладить производство дизельных двигателей в промзоне Конная Лахта. За это время план предприятия пополнился тремя металлургическими комбинатами, подорожал на 7 млрд рублей и потребовал дополнительного земельного участка под литейное производство. Притом что решение о включении проекта в "стратегический список" было обнародовано властями еще в 2015 году, а на официальном инвестпортале Смольного он до последнего времени значился реализованным, у инвестора до сих пор нет прав аренды на участок под сборочное производство.
История создания дизельного завода длится с 2010 года, когда городское правительство одобрило передачу под изыскательские работы ООО "ПО "Санкт-Петербургский завод дизельных запчастей"" (СПбЗДЗ) участка в промзоне Конная Лахта (поселок Ольгино). Изначально в проекте фигурировала только сборка двигателей, а плановые инвестиции составляли 1 млрд рублей. После сменилась команда администрации Петербурга, и с намерением выделить компании участок вернулись уже новые чиновники (подробнее см. "Ъ" от 14.08.2013). Однако оказалось, что в промзоне площадью 700 га не проложены сети водоканала, рассказывает генеральный директор СПбЗДЗ Валерий Колмаков. В 2015 году проблема была решена и Смольный торжественно сообщил о присвоении статуса стратегического уже расширенному проекту инвестора. Как выяснилось, реально завод получил статус спустя два года: соответствующее постановление правительства Петербурга N 1031 выпущено 12.12.2017.
"Этот проект курирует комитет по инвестициям (КИ). В комитете по промышленной политике и инновациям (КППИ) информации о ходе его реализации нет",— ответили в КППИ. На официальном инвестпортале КИ проект и вовсе значился с пометкой "Реализован". В ведомстве объяснили, что это техническая ошибка, что статус стратегического присвоен инвестору после того, как тот предоставил финансовые параметры проекта, а участок в Ольгино для передачи СПбЗДЗ целевым назначением (планируется в 2019 году) нужно привести в соответствие с градостроительным регламентом. Соглашение с инвестором о реализации проекта проходит этапы согласования, добавили в пресс-службе КИ, не уточняя деталей.
Тем временем компания завершила сделку по приобретению ряда зданий в поселке Саперный, вместе с которыми в долгосрочную аренду ей перейдет участок 4,8 га. По словам Валерия Колмакова, в течение пяти лет он намерен наладить здесь чугунолитейное производство дизельных компонентов, а в Конной Лахте — серийную сборку среднеоборотных (мощностью до 12 МВт) дизельных двигателей. Полностью проект рассчитан на десять лет, стоимость инвестиций — около 6,2 млрд рублей. Весной начнут работать мобильные установки компании по производству древесного угля для выплавки чугуна на местах лесозаготовки в республике Коми, где по достижении объемов производства свыше 20 тыс. тонн в год планируется запустить металлургический комбинат по производству компонентов дизельных двигателей и их заготовок из древесно-угольных чугунов и сталей. В Саперном будет осуществляться их конечная мехобработка и производство другого оборудования (в том числе морских насосов, лебедок, труб для водоканалов). Запустить такие комбинаты господин Колмаков планирует еще в двух локациях (рассматриваются республика Карелия, Вологодская и Ленинградская области), стоимость каждого из них — около 700 млн рублей. Таким образом суммарные инвестиции СПбЗДЗ в СЗФО в ближайшее десятилетие составят от 6,9 до 8,3 млрд рублей. Большая часть этих средств будет обеспечена кредитными займами российских и немецких банков, а также прямыми инвестициями партнеров, имена которых Валерий Колмаков не раскрывает. Конечная цель — довести объем выпуска компонентов до 20-30 тыс. тонн в год, около 5 тыс. тонн из которых направлять на сборку дизелей в Петербурге (до 50 двигателей в год). Значительную часть продукции планируется экспортировать в Германию и страны Западной Европы.
ООО "ПО "Санкт-Петербургский завод дизельных запчастей"" создан специалистами завода "Русский дизель", обанкротившегося в 2001 году. Предприятие производило судовые дизели и электростанции как оригинальной конструкции, так и по лицензиям концернов Wartsila и MAN. Этим оборудованием укомплектованы восемь ядерных объектов и более 100 российских судов. СПбЗДЗ занимается сервисом и капремонтом продукции "Русского дизеля" и других брендов, а также поставляет дизельные электростанции Liester Petter Ltd и Broadcrown Ltd. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", компанией владеют Валерий и Татьяна Колмаковы, выручка предприятия за 2016 год равна 47 млн рублей, чистая прибыль — 10,5 млн рублей.
Двигатели до 7,5 МВт используются в железнодорожном машиностроении, тяжелой колесной, буровой, компрессорной и насосной технике, перечисляет начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский. Причинами обостренного интереса к распределенной генерации является и то, что в Якутии остро стоит вопрос обеспечения энергией населенных пунктов и месторождений. Аналогичная проблема возникла и с Крымом после его присоединения. "Кроме того, из-за санкций поставки судовых двигателей из Украины и Европы для российского ВМФ стали невозможны. Двигатели мощностью до 12 МВт подходят для установки на современные дизель-электрические ледоколы проекта 21180 "Илья Муромец", а также могут применяться на вооруженных патрульных ледоколах "Иван Папанин", первый из серии двух кораблей будет сдан после 2021 года",— говорит эксперт. Российский рынок дизелей разной мощности, по его расчетам, составляет 700-1000 изделий в год. Помимо петербургского ПАО "Звезда", конкурирует на нем и входящий в холдинг "Синара" Уральский дизель-моторный завод.