Пенсионные фонды отдыхают от клиентов
Крупные НПФ сократили активность в ожидании портала госуслуг
С начала года НПФ Сбербанка прекратил активное привлечение новых клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Вслед за ним заметно сократили активность и крупнейшие частные пенсионные фонды. Однако в случае успешного запуска привлечений через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) борьба за клиентов может возобновиться с прежней силой.
Источник “Ъ”, близкий к НПФ Сбербанка, сообщил, что фонд в январе прекратил активное привлечение новых клиентов по ОПС. Эту информацию подтвердили еще три топ-менеджера крупнейших фондов по пенсионным накоплениям. Глава НПФ Сбербанка Галина Морозова пояснила, что ПФР ежегодно в марте подводит итоги переходной кампании по ОПС за предыдущий год, поэтому «до марта фонды не занимаются активным привлечением». Вместе с тем, по словам источника “Ъ”, приостановка произошла из-за внедрения технологии продаж через единый портал государственных услуг, который должен заработать с 1 марта.
5,8 миллиона заявлений
граждан о переводе пенсионных накоплений были поданы в 2017 году, по предварительным оценкам ПФР
В переходную кампанию 2016 года были одобрены 6,5 млн заявлений граждан (из поданных 12 млн заявлений) о смене страховщика, причем 2,9 млн новых клиентов пришли в НПФ Сбербанка. В 2017 году количество поданных заявлений резко сократилось (по предварительным данным, составило всего 5,8 млн штук; см. “Ъ” от 24 января): в середине года после критики со стороны Счетной палаты прием заявлений через удостоверяющие центры (основной канал привлечения) был приостановлен (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года), а в конце года и вовсе прекращен (см. “Ъ” от 29 декабря 2017 года). Впрочем, до середины 2017 года были приняты 4,4 млн заявлений, и значительная часть из них, как и в 2016 году, судя по всему, предполагала переход в НПФ Сбербанка.
Уход с рынка привлечения, даже временный, крупнейшего игрока привел к значительному сокращению привлечения и другими НПФ, которые в первую очередь сосредоточены на сохранении клиентской базы. НПФ «Будущее», фонды ПФГ «Сафмар» приостановили привлечение, НПФ «Газфонд пенсионные накопления» заметно его сократил, говорят собеседники “Ъ”, такая же информация размещается пользователями на форумах пенсионных брокеров. Удельные затраты большинства фондов на привлечение одного клиента в четыре-пять раз выше, чем у НПФ Сбербанка, который работает через сеть материнского банка. «Фонды, у которых могли возникнуть большие оттоки по клиентской базе, расслабились, потому что после закрытия канала привлечения через УЦ остались ограниченные способы подачи заявлений, а также потому, что НПФ Сбербанка остановил привлечение»,— говорит один из собеседников “Ъ”. «Сейчас НПФ экономически нецелесообразно тратить деньги на привлечение, они и так сохраняют базу, а с ЕПГУ пока неопределенность»,— отмечает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
Сервис привлечения клиентов через портал госуслуг пока используется в тестовом режиме. «НПФ Сбербанка уже несколько месяцев активно тестирует его. Однако пока канал работает недостаточно стабильно и требует технических доработок от всех участников процесса для запуска в промышленную эксплуатацию»,— пояснял ранее директор по развитию НПФ Сбербанка Александр Прокопенков (см “Ъ” от 21 декабря 2017 года). Как отметила вчера госпожа Морозова, «тестирование технологии в отделениях еще не началось». «Наш фонд тоже пытался проводить перевод накоплений через ЕПГУ, однако пока портал работает очень медленно»,— говорит топ-менеджер одного из крупных НПФ.
Крупные участники рынка внимательно следят, как быстро НПФ Сбербанка запустит этот канал привлечения. «Если у него реализуется канал подачи заявлений через ЕПГУ, то фонды вновь вернутся к активному привлечению, в том числе через агентов»,— говорит один из собеседников “Ъ”. «НПФ просто необходимо будет тратить средства на привлечение, чтобы сохранить свою базу»,— отмечает господин Митрофанов. При этом в фондах надеются, что эффективность их привлечения выше (хотя и дороже), чем у НПФ Сбербанка, и они смогут противостоять продолжению его экспансии на рынке.