Контейнерным перевозкам перепишут правила
Продажа «Трансконтейнера» изменит условия перевозок
Минтранс продолжает уточнять условия выхода «Трансконтейнера» из ОАО РЖД. Министерство предлагает ликвидировать тарифные диспропорции в сфере контейнерных перевозок и ввести меры, препятствующие неполной загрузке контейнерных поездов, что не обсуждалось, пока «Трансконтейнер» был в контуре монополии. Новые правила должны распространиться и на аналог «Трансконтейнера», который на замену проданному активу может создать ОАО РЖД. Но, как выясняется, новый оператор может быть построен по модели «без активов», как входящая в ОАО РЖД ОТЛК.
Минтранс и ОАО РЖД в феврале предложат условия для долгосрочного регулирования контейнерных перевозок с 2019 года, говорится в письме заместителя министра Алана Лушникова в правительство от 19 января (“Ъ” знаком с его содержанием). Чиновник отмечает, что Минтранс вместе с Аналитическим центром при правительстве и ОАО РЖД проанализировали эффективность тарифной политики на контейнерные перевозки и нашли «ряд несовершенств». Так, тарифная система предусматривает только систему скидок за погрузку контейнеров комплектом на вагон, не предполагая запретительных тарифов для перевозок на платформе одиночного контейнера. Для обеспечения эффективности перевозок нужно пересмотреть правила тарификации, считает заместитель министра.
В ОАО РЖД поддерживают «инициативы Минтранса о дальнейшем сокращении тарифных диспропорций и изменении правил перевозок контейнеров для обеспечения более эффективной загрузки платформ». Заместитель руководителя ФАС Александр Редько пояснил “Ъ”, что служба реализует распоряжение правительства о переходе на долгосрочные тарифы в отношении всех видов грузов. «В настоящее время ожидаются материалы ОАО РЖД по долгосрочной тарифной заявке,— говорит он.— Указанным распоряжением четко установлено, что изменения в прейскурант не могут приводить к повышению тарифов для отдельных видов грузов, так как это негативно отразится на потребителях». В этой связи любые инициативы министерств и ведомств должны быть направлены на применение скидок и стимулирование роста объемов железнодорожных перевозок, говорит господин Редько, а разработка новых «моделей» и «тарифных схем» должна содействовать приватизации «Трансконтейнера» и развитию конкуренции в этом сегменте перевозок.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что предложения Минтранса, с одной стороны, устраняют несовершенства законодательства, но, с другой, никто не взялся бы за это вне контекста продажи «Трансконтейнера». Пока крупнейший собственник платформ, контейнеров и терминалов принадлежал ОАО РЖД, владеющему инфраструктурой, монополия могла позволить себе недополучить доходы от железнодорожного тарифа, но компенсировать их за счет увеличения доходов контейнерной «дочки». При этом, по мнению эксперта, запрет некомплектных груженых отправок — мера бессмысленная и деструктивная: в условиях сегодняшнего дефицита и высоких ставок операторы и так стараются загрузить 40- и 80-футовые платформы полностью, а для малых грузоотправителей и непопулярных направлений она может привести к оттоку грузов с железной дороги.
Одновременно Минтранс продолжает настаивать на продаже сухих терминалов «Трансконтейнера» до его продажи, против чего выступает Минэкономики. В случае непринятия такого решения, пишет господин Лушников, ввиду потенциальной возможности приобретения акций «Трансконтейнера» иностранцами необходима дополнительная регламентация работы терминального комплекса по аналогии с морскими портами, соответствующий законопроект Минтранс планирует разработать в 2018 году. Но Александр Редько говорит говорит, что ФАС не планирует вводить регулирование «и будет и впредь мониторить ситуацию на наличие "лазеек" для повышения тарифов». Более того, в соответствии с указом о развитии конкуренции ФАС готовит меры по дерегулированию ряда отраслей, добавляет он.
Позиция ОАО РЖД в дискуссии двусмысленна: монополия разрабатывает новые правила, в том числе для себя, добившись возможности вложить средства от продажи «Трансконтейнера» в создание его аналога. По данным Алана Лушникова, обсуждаются два формата новой компании — «с активами» и «без активов». Модель «без активов» уже опробована Объединенной транспортно-логистической компанией (ОТЛК), которая задумывалась как единый контейнерный оператор Казахстана, России и Белоруссии. В феврале, говорится в письме, будет представлено описание всех моделей будущего оператора с инвестициями — выбор за правительством. Бизнес-план оператора планируется подготовить к июню, а заработает компания не ранее третьего квартала 2019 года. Михаил Бурмистров отмечает, что выбор не будет простым: покупка контейнерных активов при текущих ценах не выглядит эффективной, а структура без активов, ОТЛК, у ОАО РЖД уже есть.