За словом — дело
В Татарстане фиксируют рост уголовных преследований за высказывания в интернете
Татарстан вошел в «красную зону» регионов, где власти не только пытаются ограничить свободу интернет-пользователей, но и наказывают их за распространение информации. Согласно докладу правозащитной группы «Агора», в 2017 году в республике было зафиксировано не менее пяти случаев уголовного преследования за публикации в интернете, некоторых пользователей приговорили к реальным срокам лишения свободы. Региональные эксперты считают, что подобная тенденция наблюдается по стране в целом. Они отмечают, что «линия дозволенного постоянно смещается»: если на некоторые публикации раньше не обращали внимания, то теперь они могут стать поводом для уголовного дела.
Международная правозащитная группа «Агора» опубликовала доклад «Свобода интернета 2017: ползучая криминализация». Согласно исследованию, в прошлом году эксперты зафиксировали почти 116 тыс. «отдельных фактов ограничения свободы интернета в России» (примерно столько же было в предыдущем году). Большинство из них (более 110 тыс. фактов) связано с блокировкой и фильтрацией интернет-контента. Вместе с тем правозащитники отмечают рост числа нападений на интернет-пользователей, а также случаев их уголовного преследования. То есть идет «усиление давления по наиболее чувствительным направлениям», считают они. «В России 2017 года каждый день в среднем блокировалось 244 страницы в интернете, каждые шесть дней пользователи подвергались нападению или угрозам, а каждые восемь дней — выносился приговор к реальному лишению свободы»,— указывают соавторы доклада глава «Агоры» Павел Чиков и правовой аналитик группы Дамир Гайнутдинов.
В докладе отмечается, что в 20 регионах ситуация со свободой интернета «серьезно ухудшилась». Лидерами по числу ограничений среди российских субъектов стала Тюменская область (601 случай), а также Москва (313) и Саратовская область (132). В Татарстане в 2017 году зафиксировано 118 случаев ограничения свободы интернета (год назад — 115). Республика оказалась на четвертом месте рейтинга (предыдущие годы была в первой тройке).
«Татарстан проявляет традиционную активность в ограничении интернета»,— сказал “Ъ-Казань” Дамир Гайнутдинов. При этом большинство случаев, как и в целом по РФ, связано с блокировкой контента. В частности, в статистику попали «странные запреты»: блокировка сайтов «о способах дачи взяток», призывы прокуратуры Кукморского района «следить за детьми в социальных сетях». «Речь шла об участии школьников в "группах смерти", но это в любом случае слежка и ограничение свободы информации»,— поясняет эксперт.
Наиболее «тревожной тенденцией» в Татарстане Дамир Гайнутдинов считает факты «лишения свободы за онлайн-активность». В материалах «Агоры» упоминаются пять случаев уголовного преследования за размещение информации в интернете. Среди них — приговор лидеру движения «Татарский патриотический фронт "Алтын Урда"» Данису Сафаргали, который изначально попал под следствие из-за драки, а затем ему выдвинули обвинение по ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Как сообщал “Ъ-Казань” 1 сентября 2017 года, следователи посчитали экстремистскими публикации активиста в социальной сети «ВКонтакте»: размещенные им «демотиваторы» содержали как «негативные характеристики» социальных групп «президент РФ», «органы власти РФ», так и оскорбление чувств верующих. Господину Сафаргали назначили три года колонии общего режима. «Практика показывает, что в подобных уголовных делах суды игнорируют обстоятельства дела: отсутствие реальных призывов, широту распространения информации»,— говорит господин Гайнутдинов. По его словам, наличие уголовных дел предопределило включение Татарстана в «красную зону регионов», где наблюдается «серьезное давление».
Профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, политолог Сергей Сергеев считает, что ситуация в Татарстане несильно отличается от других регионов, а лидерство республики в рейтинге объясняет вниманием СМИ к региону. «Тревожная тенденция роста уголовных преследований характерна в целом для России, что свидетельствует о дальнейшей авторитаризации страны». Он отмечает, что пока в Татарстане дела возбуждают в основном в отношении представителей татарского национально движения: «Это определенные единичные случаи, которые могут быть предупреждением другим». Политолог добавляет, что если раньше правоохранительные органы следили за высказываниями активистов на митингах и в СМИ, то «теперь достаточно зайти во "ВКонтакте"». «При этом красная линия дозволенного постоянно смещается. То, на что до 2011 года могли не обратить внимания, сегодня это может повлечь за собой уголовное дело»,— заключает эксперт.
Власти Татарстана защитят молодежь от интернета
Правительство Татарстана утвердило «дорожную карту» для защиты детей и молодежи до 23 лет от вредной информации в интернете и медиапространстве. Учащимся и их родителям будут «повышать уровень медиаграмотности» и формировать у них «позитивную картину» через специальные уроки, собрания, агитационные листовки, а также книжные выставки «Если вы попали в паутину». Чиновники намерены запретить «сувенирную продукцию и детские аксессуары с негативной знаково-познавательной атрибутикой», и даже «игрушки-монстры». Эксперты, отмечая «изначально благие намерения» чиновников, считают, что план чиновников направлен на «ограничение свободы информации».