Бомбилы выходят из тени
Рынок нелегальных такси составил 75 млрд рублей
С 2015 года российский рынок таксомоторных перевозок рос на 14,2% ежегодно, составив по итогам прошлого года 575 млрд руб. Количество официально занятых в отрасли составляет уже 584 тыс. человек. Услуги такси становятся все доступнее, а нелегальные перевозчики, чей сегмент упал со 116 млрд в год до 75 млрд руб., вытесняются с рынка во многом за счет усилий агрегаторов. Такие выводы содержатся в исследовании Аналитического центра (АЦ) при правительстве России.
Доля нелегальных такси в России сокращается. Если в 2015 году объем их услуг составил 116 млрд руб., то в 2017 году — уже 75 млрд руб., говорится в исследовании Аналитического центра при правительстве РФ (.pdf). Снижается и количество вовлеченных в незаконные перевозки водителей: 118 тыс. в 2015 году против 82 тыс. человек в 2017 году, что составляет не более 15% от общего числа водителей такси. Всего в отрасли занято 584 тыс. человек.
По мнению экспертов, основными драйверами сокращения нелегальных перевозок стали изменение структуры потребления (все большее число людей предпочитают заказывать такси вместо того, чтобы ловить машину на улице) и специальные тарифы агрегаторов такси на поездки в аэропорты и на вокзалы.
«Вкупе с усилением контроля деятельности нелегальных такси в этих точках это способствует снижению их доходности и переходу водителей в легальный сегмент»,— отмечается в исследовании. Легализации также содействует расширение общей доли рынка агрегаторов, использующих безналичные системы расчета и ориентированных на работу с официально трудоустроенными таксистами.
Поездки на такси становятся более доступными для населения и более привлекательными по отношению к другим видам общественного транспорта, что снижает нагрузку на него. Так, средняя стоимость поездки по Москве с 2014 по 2017 год снизилась почти на 35%, время подачи снизилось с 10 до 4–5 минут, констатирует АЦ. При этом из данных отчета следует, что в 2017 году средняя стоимость 1 км поездки (на примере Москвы) выросла впервые за три года. Так, если в 2014 году она превышала 40 руб. и до 2016 года падала примерно до 34 руб., как видно на графике, то в 2017 году она вновь приблизилась к 40 руб. Точных цифр АЦ не приводит.
«Традиционно на московском рынке учитывалась прежде всего стоимость минуты, а не километра,— объясняет источник “Ъ” в одной из компаний-агрегаторов заказов такси.— Но введение фиксированных тарифов, когда пассажир видит стоимость потенциальной поездки в приложении еще до заказа, действительное предполагает некоторое удорожание поездки.
Фиксированные тарифы — дорогие для агрегаторов, участникам рынка приходится закладывать в них часть возможных издержек, которые могут возникнуть по пути».
Кроме того, не надо забывать про то, что игроки активно субсидировали водителям часть стоимости поездок с тем, чтобы пользователи привыкали к удобству поездок на этом виде транспорта, говорит другой собеседник “Ъ” на рынке такси. О проблеме высоких коэффициентов и отключающихся от приложений-агрегаторов водителей, соглашающихся перевозить клиентов только за наличные по завышенным ценам, в исследовании ничего не говорится.
Ключевую роль аналитики АЦ отводят крупным агрегаторам заказов и диспетчерским службам: Fasten (доля 12,3%), объединенной компании «Яндекс.Такси» и Uber (доля 10,4%), Maxim (7,6%), Gett (2,5%). Суммарно на них приходится менее трети рынка — 32,8%. С дальнейшим ростом проникновения мобильного интернета в малых и средних городах России число онлайн-заказов будет только расти, считают эксперты. «Рынок построен вокруг цифровых платформ, которые оказывают на него существенное влияние. Их нужно более четко вводить в правовое поле, а для этого необходим безбумажный учет и цифровые средства контроля»,— отмечается в исследовании.
В частности, Минтранс России изучает возможность реализации автоматизированного дистанционного медицинского контроля и технического контроля автомобиля. В перспективе возможно развитие телемедицины и удаленной диагностики автомобиля. Сейчас отсутствие электронных журналов и единообразных баз данных для проведения обязательных медосмотров водителей затрудняет реализацию эффективного контроля и формирует потенциальную возможность для коррупционных схем и мошенничества, утверждают эксперты: «Заполнение бумажного журнала повышает трудоемкость процесса и ограничивает пропускную способность процедуры». При этом эффективность онлайн-агрегаторов еще не в полной мере реализована на российском рынке, о чем свидетельствует зарубежный опыт, считают в АЦ: можно ожидать «развитие шеринговых поездок и внедрение фиксированных зональных тарифов».
Дальнейшее развитие отрасли эксперты связывают с цифровизацией средств контроля и развитием самозанятости. В целом по стране доля водителей, для которых работа в такси является неосновным видом деятельности, составляет 40%, оценивают эксперты. Аналитики называют сферу такси «перспективным источником самозанятости», так как эта работа не требует получения специального образования и обладания особыми навыками, кроме наличия водительских прав, и может обеспечить быстрый легальный заработок.
Почему такси не помогло рентабельности «Яндекса»
Несмотря на рост доли на рынке поиска и расширение географии сервиса такси, часть аналитиков сочли отчетность «Яндекса» «слабой» и «негативной». Инвестиции компании в экспансию и маркетинг существенно снизили рентабельность и чистую прибыль по итогам третьего квартала 2017 года — на 17% и 37% соответственно. Впрочем, инвесторов цена роста пока не заботит: котировки компании после отчетности росли.