Сим-карта в нагрузку
Юлия Тишина о подводных камнях закона о мессенджерах
Закон об идентификации в мессенджерах, разработанный при участии силовиков, вступил в силу в январе 2018 года, но фактически так и не заработал. Подзаконные акты, которые должны регламентировать порядок идентификации пользователей, а также их блокировку в случае распространения запрещенной информации, вызвали критику со стороны Минэкономики. Его отзыв, опубликованный на прошлой неделе, подтвердил очевидный факт: многие мессенджеры пока не соответствуют требованиям закона. То есть не идентифицируют пользователей по номеру мобильного телефона. Не менее десяти сервисов обмена мгновенными сообщениями, включая, например, Skype и Google Talk, можно использовать на смартфонах без абонентского номера; без привязки к сим-карте на ПК или ноутбуке можно установить мессенджер Miranda IM, напоминает Минэкономики.
Очевидно, что закон ориентирован в первую очередь на людей, активно пользующихся смартфонами. Но проникновение смартфонов в России, по данным TelecomDaily, составляет только 55%. И клиенты мессенджеров, которые не пользуются смартфонами, в рамки закона просто не вписываются. Норма об обязательной авторизации в мессенджерах с использованием подтвержденного телефонного номера для них является навязыванием дополнительных услуг, уверены авторы петиции за отмену закона, опубликованной на сайте Российской общественной инициативы. Речь о том, что если пользователь хочет использовать мессенджер, ему придется приобретать мобильное устройство с сим-картой и, следовательно, платить за услуги голосовой связи. «В случае граждан с инвалидностью по слуху или речи данные нормы закона выглядят издевательством»,— полагают авторы петиции.
Заявления авторов инициативы кажутся спорными только на первый взгляд. Логично, что люди с ограниченными возможностями по слуху или речи стремятся удовлетворить потребность в коммуникации, в том числе с помощью мессенджеров. Они не менее активные пользователи таких сервисов, чем все остальные. А вот плата за услуги голосовой мобильной связи ради того, чтобы исполнить закон об идентификации, для них может стать исключительно вынужденной мерой.
В то же время идентификация в мессенджерах может не стать проблемой для тех, против кого направлен закон,— владельцев серых сим-карт. На конец 2017 года в России было реализовано более 250 млн сим-карт, из которых около 10% не имеют привязки к конкретному паспорту или юридическому лицу, оценивают в TelecomDaily. Эксперты давно указывают, что пользователи таких сим-карт смогут беспрепятственно пройти требуемую идентификацию. Получается, что без решения проблемы продажи серых сим-карт требования об идентификации пользователей могут просто не иметь смысла.