«Ижавиа» садится в Саратове
Удмуртский перевозчик планирует летать на курортном направлении
Авиакомпания «Ижавиа» намерена пустить регулярные рейсы из Саратова в Анапу. По информации „Ъ“, удмуртская компания намерена начать полеты летом этого года и производить их раз в неделю. В «Ижавиа» подтверждают, что переговоры идут, однако подробности сообщать не хотят, пока не появится официальное расписание. «Ижавиа» пришла в Саратов после того, как ее признали нарушившей антимонопольное законодательство. Эксперты сомневаются, что иногородний перевозчик, работая в Саратове, получит большую прибыль.
Летом этого года удмуртская авиакомпания «Ижавиа» планирует начать регулярные перелеты из Саратова в Анапу. О наличии соответствующих переговоров сообщил источник „Ъ“. По информации „Ъ“, ижевская авиакомпания будет летать один раз в неделю на самолетах Як‑42. Пока в летнем расписании на период с 25 марта по 27 октября этого года рейса Саратов — Анапа нет. Подтверждены перелеты «Ижавиа» в Анапу из Ижевска, Уфы, Челябинска, Кирова и Нижнего Новгорода.
В «Ижавиа» не стали официально подтверждать, что самолеты авиакомпании будут летать из Саратова, при этом факт переговоров на эту тему подтвердили. «Вероятно, какие-то договоренности уже имеются, но говорить об этом можно будет только тогда, когда рейс появится в расписании. Это произойдет сразу же после того, как мы убедимся, что слоты есть и они достаточны», — пояснили „Ъ“ в авиакомпании.
В АО «Саратовские авиалинии», которой принадлежит местный аэропорт, сказали „Ъ“, что слоты для ижевской авиакомпании уже подтверждены. При этом местная авиакомпания, судя по расписанию, с 9 июня по 15 сентября будет самостоятельно летать в Анапу на самолете Ан‑148.
Пока «Ижавиа» будет лишь третьей авиакомпанией, работающей в саратовском аэропорту. Сейчас регулярные рейсы оттуда осуществляют только «Саратовские авиалинии» (в Минеральные воды, Санкт-Петербург, Ереван, Москву) и «Аэрофлот» (в Москву).
Заход ижевской авиакомпании в саратовский аэропорт выглядит ответом «Саратовских авиалиний» на допуск ее в ижевский аэропорт. Договор саратовского перевозчика с удмуртским был заключен 26 мая 2017 года после разбирательств на уровне антимонопольной службы. «Саратовские авиалинии» обращались в УФАС по Удмуртии с жалобой на препятствия в допуске к рейсам Ижевск — Москва — Ижевск. Антимонопольная служба признала АО «Ижавиа» нарушившим законодательство о защите конкуренции. В январе прошлого года арбитражный суд отказал авиакомпании в попытке обжаловать постановление УФАС, в апреле решение первой инстанции утвердила апелляция.
При этом эксперты сомневаются, что удмуртская авиакомпания получит от направления значительный доход. Так, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс» Георгий Ващенко считает, что открытие направления из Саратова для ижевской авиакомпании, несмотря на прибыльность направления, не будет очень доходным. «Не менее 40% расходов — это топливо. В Саратове один поставщик топлива, цены средние для поволжского региона, в Анапе цены на керосин на 5% выше. Расстояние между аэропортами около 1 тыс. км, летать можно без дозаправки. Но самолет сам по себе старый и неэкономичный: удельный расход топлива на 60% превышает этот показатель у современных аналогов», — отмечает господин Ващенко. Кроме того, по его словам, судно, на котором «Ижавиа» планирует перелеты, чаще требует ремонта, который возможен преимущественно на базе домашнего аэропорта. «В принципе, пока конкурентов на маршруте нет, „Ижавиа“ может заработать на этом какие-то деньги», — отмечает эксперт.
Аналитик АО «Финам» Алексей Калачев считает, что лишь сезонные повышения цен на внутренние авиарейсы на туристических маршрутах позволяют перевозчикам хотя бы компенсировать рост издержек. По его словам, в прошлом году средняя стоимость полета эконом-классом для пассажиров снизилась в среднем на 4,5%, в то время как авиационное топливо подорожало за год на четверть. «Запуск авиакомпанией рейсов в курортные города в сезон отпусков является естественным ответом на рост пассажиропотока в этом направлении», — считает эксперт.