Рекс Тиллерсон выяснил отношения Латинской Америки
США и Россия обвиняют друг друга в попытках «втянуть регион в орбиту своего влияния»
Глава Госдепартамента США Рекс Тиллерсон завершил первое для себя латиноамериканское турне, в ходе которого постарался убедить собеседников в том, что протекционистская политика Белого дома двусторонним отношениям не навредит. В центре политической повестки была венесуэльская проблема: господин Тиллерсон призывал усилить давление на Каракас и не исключил возможности введения против него нефтяного эмбарго. Такие заявления вызвали гнев со стороны Венесуэлы и Кубы, а также России и Китая, которые госсекретарь окрестил «новыми имперскими силами», поддерживающими «не уважающие демократические ценности режимы». В МИД РФ выступления господина Тиллерсона сравнили с «истериками капризного ребенка», предъявив Вашингтону список ответных претензий.
Доктрина Тиллерсона
В ходе завершившейся вчера семидневной поездки Рекс Тиллерсон посетил Мексику, Аргентину, Перу, Колумбию и Ямайку. Однако де-факто латиноамериканское турне началось с выступления в Техасском университете города Остина (США). 1 февраля глава Госдепа произнес там речь, которую испаноязычные СМИ окрестили доктриной Тиллерсона.
Главным тезисом стало заявление о том, что для Вашингтона остается актуальной доктрина Монро — концепция внешней политики США, изложенная в 1823 году президентом Джеймсом Монро. Ее суть можно выразить фразой «Америка для американцев», подразумевающей невмешательство европейских держав во внутренние дела Западного полушария. В 2013 году тогдашний госсекретарь Джон Керри заявил: эпоха доктрины Монро закончилась. Его преемник дал понять, что придерживается противоположной позиции.
В своей речи господин Тиллерсон выразил беспокойство в связи с активностью «потенциально хищнических сил, которые теперь появляются в Западном полушарии». Из дальнейших пояснений следовало, что имелись в виду Россия и Китай. Так, глава Госдепа отметил, что в результате китайской экономической экспансии страны региона в погоне за краткосрочной прибылью оказываются в долгосрочной зависимости от Пекина. А Москва заслужила много нелестных слов за то, что «продолжает продавать оружие и военное снаряжение недружественным режимам, которые не уважают демократические ценности». Речь шла в первую очередь об отношениях России с Венесуэлой. Заочно обращаясь к союзникам и партнерам США, глава Госдепартамента призвал их быть осторожнее в отношениях с Россией и Китаем. «Латинской Америке не нужны новые имперские силы, которые ищут лишь собственной выгоды»,— заявил он.
Российская тема сопровождала и визит Рекса Тиллерсона в Мехико. На прошлой неделе американские сенаторы Марко Рубио и Роберт Менендес попросили главу Госдепа поднять вопрос о предполагаемом «российском вмешательстве» в запланированные на 1 июля выборы президента Мексики (см. “Ъ” от 2 февраля). Рекс Тиллерсон к сенаторам прислушался и призвал мексиканцев проявлять осторожность. Он отметил, что у России «есть щупальца» на выборах по всему миру. Кандидат от правящей Институционно-революционной партии Хосе Антонио Мид также призвал «позаботиться об этой проблеме». Между тем в правительстве тему «руки Москвы» пока предпочитают не развивать. Как заявила “Ъ” посол Мексики в РФ Норма Пенсадо, доказательств вмешательства россиян в выборы на ее родине нет. «Не хочу спекулировать на этой теме»,— отрезала она.
В Москве заявления Рекса Тиллерсона незамеченными не остались. Глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев обвинил западных коллег в политике двойных стандартов. «Вашингтон считает естественным бесцеремонно лезть в дела стран СНГ, раздражаясь при этом из-за наших попыток налаживать нормальные отношения с соседями США»,— написал он в Facebook. А МИД РФ констатировал, что доктрина Монро жива, «хотя за долгие годы мир изменился». Рексу Тиллерсону напомнили слова «освободителя Латинской Америки» Симона Боливара: «Каждое государство вправе выбирать себе тот или иной государственный строй, а остальным следует уважать этот выбор». При этом дипломаты заверили: российская политика в отношении Латинской Америки «открыта, не идеологизирована, не имеет скрытой повестки дня и не направлена против кого-либо». Вчера дискуссию продолжил замглавы внешнеполитического ведомства Сергей Рябков: в беседе с ТАСС он назвал недовольство США отношениями между Россией и Латинской Америкой «истериками капризного ребенка».
Главной же темой турне Рекса Тиллерсона стало положение ключевого союзника Москвы в Латинской Америке — Венесуэлы. Накануне поездки госсекретарь США заявил, что «коррумпированный и враждебный режим (президента.— “Ъ”) Николаса Мадуро держится за ложные мечты и устаревшее видение региона», которое «не отражает взгляды миллионов венесуэльцев». Он призвал президента Венесуэлы и его соратников провести «свободные, открытые и демократические выборы» (главу государства изберут весной), а также заверил: США «продолжат оказывать давление на режим» — не исключено, что путем введения нефтяного эмбарго.
Обречены на зависимость
Опрошенные “Ъ” эксперты в странах, которые посетил Рекс Тиллерсон, подтверждают: Латинская Америка в некоторой степени действительно совершила поворот в сторону Китая и России, но Вашингтон сам создал для этого условия. «Политика протекционизма, которую проводит президент Дональд Трамп, нарушает привычную схему торговых отношений Штатов с латиноамериканскими странами. Они вынуждены искать партнеров в других регионах»,— объяснила “Ъ” профессор Национального автономного университета Мексики Имельда Ибаньес Гусман. «С приходом к власти администрации Трампа растерянность в отношении того, как должны строиться отношения с США, только усилилась: отсутствие четких сигналов из Вашингтона улучшению ситуации не способствует»,— продолжил профессор университета ICESI (Кали, Колумбия) Владимир Рувинский. Он добавил: «Латиноамериканцы начали более активно сотрудничать с такими странами, как Китай, где все более или менее понятно, и оставили “на потом” решение вопросов, завязанных на США. Этим же объясняется тот факт, что Латинская Америка не готова идти в фарватере Вашингтона в том, что касается более резких шагов в отношении России».
Напомним, спустя три дня после своей инаугурации Дональд Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) в целях «защиты интересов американских граждан и их экономического благосостояния». Членами ТТП являются в том числе Перу, Чили и Мексика. Экономика последней из этих стран наиболее заметно пострадала от протекционистской политики нового президента США. «Мексика больше всех с экономической точки зрения зависит от США: 75% нашего экспорта приходится именно на США»,— отметила Имельда Ибаньес Гусман.
Аргентину, у которой, по оценкам опрошенных “Ъ” экспертов, отношения с США развиваются крайне удачно, также задела политика протекционизма. «Проблема повышения пошлин на ввоз аргентинского биодизельного топлива стала очень серьезной для страны. И даже отмена эмбарго на поставку в США аргентинских лимонов ее не компенсирует»,— говорит аргентинский политолог Маркос Новаро.
Эксперты сходятся во мнении, что Латинская Америка сейчас не является приоритетным регионом для США. «Конечно, снижение роли США заметно»,— заверил “Ъ” профессор Университета штата Техас Рио-Гранде-Вэлли (UTRGV) Артуро Лопес-Леви, называя это следствием «формирования нового баланса в международной системе». Конкретизируя, он называет «возвышение Китая и Индии в рамках БРИКС, экономическое восстановление Европы и попытки создания Евросоюзом единой внешней политики, возвращение России в Латинскую Америку, а также попытки региональной интеграции».
Вину за смену приоритетов латиноамериканцами можно частично возложить и лично на Дональда Трампа, за год правления сделавшего целый ряд экономических и политических шагов, которые в Латинской Америке сочли недружественными. Члены американской делегации во главе с Рексом Тиллерсоном по пути из аэропорта Мехико в центр города наверняка заметили большое граффити, на котором изображен карикатурный Дональд Трамп, держащий в руках фашистскую свастику.
Между тем Вашингтон и латиноамериканские страны все равно будут поддерживать тесные экономические отношения, уверен глава американского отделения консалтинговой компании Llorente & Cuenca Эрик де ла Фуэнте. В том числе, по его словам, продолжится сотрудничество с Мексикой: «Проблема иммиграции, включая строительство стены на границе,— один из наиболее противоречивых вопросов для обеих стран. Однако обе они знают, что были соседями до выборов и будут после. Поэтому США и Мексика понимают важность совместного решения таких проблем, как обеспечение безопасности, а также борьба с наркотрафиком». Об этом же, но уже применительно к Колумбии “Ъ” заявил и Владимир Рувинский.
Таким образом, заключают собеседники “Ъ”, кто бы ни находился в Белом доме, США и Латинская Америка — в связи со своей историей, географией и экономикой — обречены на продолжение тесного сотрудничества.