IPO компании Олега Дерипаски вызвало вопросы у МИ-6
Чем вызвана обеспокоенность спецслужбы
Британская разведка обеспокоена тем, что первичное размещение акций группы En+ на Лондонской бирже произошло без консультаций со спецслужбами. Об этом сообщают сразу несколько британских СМИ со ссылкой на источники. В частности, газета The Daily Telegraph указывает, что En+ владеет акциями компании «Русал», которая выпускала металлический порошок для производства военной техники. К тому же, одним из акционеров самой En+ выступает банк ВТБ, который находится под санкциями ЕС и США.
Помимо этого, СМИ рассказывают о связях Олега Дерипаски с высокопоставленными британскими чиновниками, сообщил корреспондент «Коммерсантъ FM» в Лондоне Андрей Остальский: «Как выясняется, формально, по крайней мере, одним из руководителей компании En+ является Грег Баркер, а это бывший министр энергетики в правительстве, которое возглавлял Дэвид Кэмерон. Газеты напоминают и о предполагаемых связях Олега Дерипаски с Полом Манафортом, которого подозревают в Америке во всяких грехах, в частности, в том, что через него осуществлялось российское влияние на ход президентской кампании 2016 года. Кроме того, бизнесмену вспоминают и достаточно тесные связи с лордом Мендельсоном, британским политиком из Лейбористской партии и близким другом Тони Блэра, с которым они развлекались на яхте совместно и "ходили в баню". Короче говоря, понятно, что это такой своего рода информационный залп, на который, наверное, власти не смогут не обратить внимания, в том числе и финансовый блок правительства, и руководители Лондонской фондовой биржи».
IPO En+ прошло в ноябре 2017 года. Это было первое размещение акций российской компании в Лондоне после введения санкций. Группа привлекла $1 млрд, еще $500 млн получил сам Дерипаска как продающий акционер. Это стало крупнейшим российским IPO за последние пять лет.
По данным британских СМИ, МИ-6 считает, что привлеченные средства могут использоваться для обхода санкций. Председатель совета директоров компании Arbat Capital Алексей Голубович уверен, что нет никаких оснований для этих обвинений: «И алюминиевый бизнес в частности, и сырьевой бизнес в целом, или уже прошли пик роста, или сейчас на нем находятся, так что в дальнейшем условия размещения будут только хуже. Поэтому то, что они это делают сейчас, имеет просто экономические причины. Если инвесторам и так неинтересно покупать такие активы, то, конечно, санкции в данном случае никого особенно не волновали бы.
Ведь компания не относится к ВПК, и конкретных обвинений в адрес ее руководителей или основных акционеров на Западе ни в судах, ни со стороны правительства не звучало.
Поэтому говорить о том, что это сделано для какой-то легализации активов в условиях санкций, — глупость, и ее легко опровергнет любой юрист».
Бывший министр обороны Великобритании Майк Пеннинг уже направил запрос Палате общин и требует разъяснить, представляют ли российские компании, зарегистрированные на Лондонской фондовой бирже, угрозу национальным интересам и безопасности Великобритании.
Какие последствия может иметь этот скандал?
Директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов считает, что при наиболее негативном сценарии акции En+ перестанут обращаться на Лондонской бирже: «У них может быть к этому какой-то корпоративный интерес, например, для того, чтобы показать, что спецслужбы работают, а поэтому неплохо бы им увеличить финансирование.
Также не исключено, что Великобритания таким образом на более высоком политическом уровне показывает, что по-прежнему остается самым главным союзником США и готова расследовать какие-то схемы, в которых замешаны россияне, попавшие в санкционный список.
Если эта тема так и затихнет, то, думаю, вряд ли что-то изменится, поскольку в мире среди инвесторов, в любом случае, эти санкционные риски учитываются, и отношение к подобным компаниям и бенефициарным лицам будет оставаться настороженным. А если же мы увидим какое-то развитие этой истории, и она, например, перерастет в судебное разбирательство, то, конечно, последствия могут быть самими разными, вплоть до исключения акций компании с биржи».
В Минфине Великобритании заявили, что перед IPO компании Олега Дерипаски ведомство выясняло, не нарушит ли размещение санкционный режим, и не обнаружило никаких ограничений.