Спасут ли обезьяны род человеческий?
Архив
Идея "обновить" человека с помощью наиболее близкого ему вида, а заодно и найти лечение от грозных недугов, будоражит умы не только в Китае. В архиве "Огонька" есть потрясающие свидетельства на эту тему, которым без малого... век
"Сверхчеловеки обоих полов"
"Может ли обезьяна родить человека?". С таким заголовком в сентябрьском номере "Огонька" за 1926 год вышла заметка о работе знаменитого доктора Воронова — русского хирурга, проживающего во Франции. Цели у профессора Воронова были грандиозные. Он мечтал, во-первых, избавить человечество от старости, пересаживая стареющим людям (в основном миллионерам) половые железы обезьян. Во-вторых, вывести сверхчеловека: "Мир, населенный могучими людьми-сверхчеловеками обоего пола, в возрасте, много превышающем столетний, крепкими, способными к продолжению рода, бодрыми телом и духом,— одним словом, людьми в самом расцвете сил... таковы смелые мечты мои насчет ближайшего будущего человечества".
Идея вырастить нового человека оказалась созвучна новому Советскому государству, поэтому в течение 1920-х "Огонек" не раз возвращался к будоражащей воображение теме. "Проф. Воронов вырезал у самки шимпанзе яичники,— пишет журнал,— и привил ей яичники женщины... Следующей частью опытов явилось искусственное оплодотворение обезьяны человеческим семенем... Обезьяна Норма теперь беременна человеческим зародышем". Впрочем, проф. Воронов не собирался доводить дело до родов. Руководствовался он при этом не этическими соображениями, а тем резоном, что "обезьяна настолько меньше человека, что довести беременность до конца невозможно".
Одарить силой гения
Пару месяцев спустя "Огонек" рассказал, что "д-р Воронов создал большой обезьяний питомник на итальянской Ривьере, приобретя для этой цели старинный замок Гримальди. Здесь находятся лаборатории для научных работ по омоложению, здесь же помещается и санаторий для пациентов, желающих подвергнуться омоложению, т.е. пересадке желез обезьяны". А в 1928 году была опубликована большая статья самого профессора под названием "Спасение рода человеческого". "Я переносил половые железы молодого жизнерадостного барана в организм старого импотентного, результаты превзошли все ожидания,— пишет автор работы..." Там же он описывает "успешный" опыт пересадки половых обезьяньих желез стареющим людям. Операция, по его словам, давала не только физическую крепость, но превращала "усталый мозг в свежо и продуктивно работающий и самую посредственную натуру одаряло силой гения".
Описывая свой обезьяний замок в Италии, Воронов рассказывает: "Сейчас на моей ферме 30 обезьян, через год соберу их там больше 100 и тогда примусь за главное дело жизни — создание новой расы совершенных людей — сверхчеловеков". Для этого профессор собирался создать "новую расу могучих людей с помощью прививки половых желез мальчикам в возрасте 8-10 лет"...
"Обезьяний дом"
Безумные идеи доктора успехом не увенчались, а вскоре само "омоложение" с помощью пересадки желез признали несостоятельным: прилив сил был, видимо, вызван эффектом плацебо (некоторые исследователи до сих пор считают, что эхом опытов Воронова стал вирус иммунодефицита человека, полученный нами от обезьян).
Тем не менее страсти по обезьянам не утихали. В США и Европе зародилась органотерапия: лечение вытяжками из различных органов животных, в первую очередь из обезьян. Вследствие всемирного ажиотажа Франция запретила вывоз обезьян из своей колонии в Камеруне, из-за чего в СССР и решили создать Сухумский питомник, куда были завезено 30 обезьян для размножения. Об этом в 1928-м в "Огоньке" написала репортаж "Обезьяний дом" знаменитая Мариэтта Шагинян.
Автор писала, что обезьяны совершили революцию в медицине: если раньше человечество спасалось растительным миром, то теперь будет спасаться животным. Спасительных обезьян в Сухуми кормили фруктами, орехами, хлебом и куриными яйцами, которые в то непростое время были чрезвычайно дорогими. Что же могли дать обезьяны молодому государству? Омоложение по методу Воронова оказалось лишь одним из направлений исследований, основной же целью питомника стало "развитие промышленной и научной органотерапии". А также моделирование болезней. Обезьянам собирались прививать туберкулез, венерические болезни и рак, который, по словам Шагинян, вот-вот будет побежден.