«Рамблер-Касса» перезагружает наценку
Сервис временно отменил комиссию за продажу билетов
Сервис «Рамблер-Касса» Александра Мамута временно отменил наценку на продажу кинобилетов через интернет, ранее вызвавшую протест кинотеатральных сетей и дистрибуторов. Комиссия будет введена снова на более прозрачных для участников рынка условиях, при этом ее будет учитывать государственная ЕАИС, для чего потребуются изменения в законодательстве. Прокатчики получат часть наценки либо поддержку в продвижении релизов.
7 февраля билеты в сервисе «Рамблер-Касса» продавались без наценки, обнаружил корреспондент “Ъ”. В холдинге Rambler&Co “Ъ” подтвердили, что с 7 февраля отменен сервисный сбор на онлайн-билеты. Это временное решение — в будущем комиссия будет введена снова на основе договоренностей с прокатчиками. «Мы договорились со всеми мейджорами, даже с теми, с кем долго пришлось вести переговоры»,— подчеркнул первый заместитель гендиректора Rambler&Co Максим Тадевосян. По новым условиям «Рамблер-Касса» обязалась раскрывать информацию о наценке, не устанавливать ее выше 10% и договорилась о том, что информация о ней будет отражаться в государственной ЕАИС как новая строка — сервисный сбор от онлайн-продаж билетов. Предоставление этих данных в автоматическом режиме требует доработки платформ, поэтому «на период внедрения сервисный сбор приостановлен», заключил господин Тадевосян. Уточнить срок он затруднился.
Десятипроцентная наценка на кинобилеты в «Рамблер-Кассе» появилась в сентябре. При этом только через этот сервис можно приобрести онлайн-билеты в «Синема Парк» и «Формулу кино» — крупнейшие в стране киносети, получающие 15% кассовых сборов. Год назад их купил Александр Мамут, который также владеет Rambler&Co, включая «Рамблер-Кассу», и 50% в поставщике софта для кинокасс UCS. Об аналогичной наценке «Рамблер-Касса» планировала договориться со всеми крупными киносетями, но третья по величине сеть «Каро», наоборот, отключилась от сервиса и ввела десятипроцентную скидку на билеты через свой сайт. «Все кинотеатры, у которых комиссия онлайн-сервисов начисляется поверх цены билета, конечно, против»,— говорил ранее "Ъ" член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.
Больше наценка расстроила кинопрокатчиков, которые обычно получают 50% выручки от продажи билетов. «Рамблер-Касса» не делилась с ними долей в наценке, и мейджоры отказывались работать по такой схеме. В итоге некоторые релизы не вышли в кинотеатрах господина Мамута — например, Universal Pictures не отдала им «Сделано в Америке» и «Снеговика», а 20th Century Fox отдала «Убийство в Восточном экспрессе», но не разрешила продавать билеты на него через интернет. Также поступила WDSSPR с релизом «Звездные войны: Последние джедаи» — стороны договорились об условиях только в конце декабря, когда фильм уже несколько недель шел в кинотеатрах. На получении доли в наценке настаивала и «Централ Партнершип» (ЦПШ).
Прежде наценка не указывалась в ЕАИС и никто из прокатчиков не знал, сколько «Рамблер-Касса» привела зрителей и сколько они суммарно заплатили, говорит директор по кинопрокату ЦПШ Вадим Верещагин. «Позиция прокатчиков заключалась в том, что если сервисный сбор возникает на наших картинах, то мы должны иметь какую-то долю»,— напоминает он. Детали соглашения с Rambler&Co он не комментирует, ссылаясь на конфиденциальность. Как уточнил Максим Тадевосян, со всеми прокатчиками соглашения подписаны на разных условиях: с кем-то сервис поделится наценкой, где-то компенсирует ее маркетинговыми бюджетами, помогая продвигать кинорелизы. Гендиректор WDSSPR Антон Сиренко подтвердил “Ъ”, что компания договорилась с объединенной киносетью о новых условиях, не раскрыв деталей.
Гендиректор CoolConnections (организовывает кинофестивали кино и трансляции спектаклей Metropolitan Opera) Надежда Котова в интервью vc.ru в январе говорила, что после введение наценки «Рамблер-Кассы» для объединенной сети интернет-продажи с сайтов CoolConnections в эти кинотеатры упали: «В Москве — почти в четыре раза, а в региональных кинотеатрах — практически остановились».
В то же время в Rambler напоминали, что компания инвестировала в развитие билетного оператора и его техническую инфраструктуру, он дает удобство, поэтому у наценки есть экономическое обоснование.
Источники “Ъ” на рынке кинопроката ранее утверждали, что по итогам 2017 года киносети господина Мамута росли по сборам меньшими темпами, чем конкуренты — «Каро» и «Киномакс», связывая это именно с введением наценки. В Rentrak отказались раскрыть статистику по кассовым сборам киносетей. Руководитель одной из крупных кинопрокатных компаний подтвердил, что также отметил такую тенденцию: она была заметна по продажам на крупные релизы этого прокатчика. Максим Тадевосян не комментирует это, отмечая, что точных цифр по году пока нет, они будут в конце первого квартала.
Руководитель аналитического департамента Фонда кино, оперирующего ЕАИС, Федор Соснов говорит, что с технической точки зрения нет ничего сложного, чтобы добавить в ЕАИС новый показатель. Но с правовой точки зрения это потребует изменений в нормативные акты, которые ее регулируют. «Этот вопрос уже проработан фондом, а соответствующее предложение направлено в Минкульт»,— сообщил он.