Бюджеты вошли в кредитную историю
Не всем регионам Черноземья удалось сократить госдолг
Минфин вчера опубликовал данные о госдолге региональных бюджетов за 2017 год. В Черноземье заметно сократить долги во многом за счет отказа от банковских кредитов удалось лишь Воронежской, Липецкой и Белгородской областям. При этом попытки покрыть дефицит бюджетов выпуском облигаций сразу на 15% увеличили госдолг Тамбовской и Орловской областей. Долговая нагрузка большинства субъектов, рассчитал „Ъ“, остается невысокой. Но на Орловщине объем госдолга достиг рискованного, по словам экспертов, показателя — сравнялся с собственными доходами бюджета.
Совокупный госдолг бюджетов регионов Черноземья из-за разницы в динамике разных областей почти не уменьшился — снижение составило 1%, до 133,79 млрд руб. Гораздо большего сокращения долговых обязательств удалось достичь в Липецкой области. За 2017 год госдолг регионального бюджета уменьшился на 8%, с 17,72 млрд руб. на 1 января 2017-го до 16,4 млрд руб. на ту же дату 2018-го, рассчитал „Ъ“ на основе данных Минфина.
Долги бюджета Липецкой области формируются примерно из 4,3 млрд руб. облигаций (6,3 млрд руб. годом ранее), 5,2 млрд руб. банковских кредитов, свыше 6,9 млрд руб. бюджетных кредитов (подавляющее большинство траншей в региональные бюджеты поступает из федеральной казны), при этом госгарантий у области по результатам года не осталось (210 млн руб. на начало 2017-го).
В Воронежской области, по данным Минфина, госдолг на 1 января составил 33,49 млрд руб. Из этой суммы 15,3 млрд руб. приходится на банковские кредиты, 13,4 млрд руб. — на бюджетные, а 4,8 млрд руб. — на облигации. За 2017 год регион почти вдвое сократил обязательства по облигациям, а также на 3 млрд руб. уменьшил долю банковских кредитов, увеличив на ту же сумму долг по бюджетным кредитам. На начало января 2017 года госдолг региона составлял 35,98 млрд руб., а за следующие 12 месяцев его удалось сократить на 7,4%.
Снижается и госдолг бюджета Белгородской области, которая ранее считалась одной из самых закредитованных в России. На начало 2017-го он составлял 41,91 млрд руб., а по итогам года уменьшился на 5,5%, до 39,76 млрд руб. В структуре белгородского госдолга большая часть средств по-прежнему приходится на облигации — более 15,1 млрд руб. Почти 4,7 млрд руб. регион должен банкам, около 9,9 млрд руб. — другим бюджетам, и чуть больше 10 млрд руб. приходится на госгарантии. Структура обязательств региона за год, в отличие от соседей, практически не изменилась.
В Курской области самый низкий объем госдолга в Черноземье, но его сокращение осталось в пределах погрешности — 0,97%. Если на начало 2017 года он составлял 9,35 млрд руб., то по итогам — 9,26 млрд руб.. Курский госдолг, по данным на 1 января, состоит из 5,5 млрд руб. бюджетных кредитов, 2,5 млрд руб. банковских и 1,3 млрд руб. облигаций. Притом ценных бумаг год назад в структуре обязательств региона, по данным Минфина, не было.
Орловская и Тамбовская области, напротив, заметно нарастили госдолг в 2017 году. В Тамбовской он увеличился на 14,7%, с 14,42 до 16,54 млрд руб. У региона, начавшего в прошедшем году активную эмиссию ценных бумаг, долг по облигациям увеличился сразу с 1,6 до 8,1 млрд руб. Также у бюджета субъекта 4,3 млрд руб. долга по банковским кредитам (показатель за год сократился в два раза) и 4,1 млрд руб. бюджетных кредитов, доля которых, напротив, увеличилась.
Орловская область в 2017 году выпустила облигации впервые за современную историю региона. Это привело к наибольшему в Черноземье росту госдолга на 16,25%, с 15,79 до 18,34 млрд руб. Регион при этом гасил займы в банках и у бюджета, сократив и те, и другие примерно на 1 млрд руб. Финорганизациям на 1 января орловский облбюджет должен 4,3 млрд руб., а другим бюджетам — свыше 4,1 млрд руб.
Уровень долговой нагрузки региона определяет отношение госдолга к собственным налоговым и неналоговым доходам его бюджета (в расчет не берутся безвозмездные субсидии и субвенции). Когда обязательства превышают доходы или приближаются к этому уровню, финансовое положение региона считается неблагоприятным. „Ъ“ рассчитал уровень долговой нагрузки областей Черноземья, исходя из данных Минфина на 1 января и планируемой величины собственных доходов облбюджетов, принятых на 2018 год в конце 2017-го. Почти во всем макрорегионе соотношение не достигает рискованного уровня. Долг Воронежской области составляет порядка 48% от доходов, Липецкой — 38%, Тамбовской — 55%. Самая низкая доля в Курской — 25%. В Белгородской области более высокий показатель — 65%.
Но в Орловской области долг областного бюджета равен запланированным на 2018-й доходам — 18,3 млрд руб. Это, например, стало одной из причин верстки бездефицитного облбюджета (подробнее см. „Ъ“ от 21 ноября 2017 года). Как ранее поясняли в облправительстве, был достигнут предельный лимит госдолга: если появится дефицит, то его нечем будет скомпенсировать.
Вице-президент ВТБ, управляющий базовым для всех регионов ЦФО филиалом банка в Воронежской области Владимир Пенин отмечает, что рост или недостаточно высокое снижение объемов госдолга региона не стоит воспринимать как проблему. «Представьте себе область как субъект коммерческой деятельности. Она кредитуется, чтобы привлекать недостающие средства для каких-либо необходимых процессов. Это нормальный рыночный инструмент, — сказал господин Пенин. — Но только до тех пор, пока объем госдолга в сопоставлении с доходами не увеличивается настолько, что его обслуживание приводит к большим тратам на проценты, а выплата обязательств требует серьезных средств».
Господин Пенин также объяснил одну из возможных причин уменьшения кредитования региональных бюджетов в банках — низкий интерес последних к такому формату. «На этом рынке для финорганизаций отсутствует риск, но при этом нет и маржинальности. Региональные власти, проторговывая контракты на финансирование дефицита бюджета, стремятся устанавливать максимально низкие ставки. Иногда их величина даже не оправдывает привлечение средств», — заметил банкир.
Старший партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Александр Шкребело согласен с тем, что в случаях с ростом госдолга определяющую роль сыграли ценные бумаги: «Для Орловской и Тамбовской областей основная задача — снизить долю коммерческих займов. Но не стоит забывать, что выпуск облигаций при высоком уровне госдолга может усугубить ситуацию в долгосрочной перспективе».
Зачем области Черноземья взялись за верстку бездефицитных бюджетов
Три области Черноземья — Воронежская, Тамбовская и Орловская — верстают на новый год главные финансовые документы, в которых расходы не превышают доходы. Бездефицитных бюджетов в большинстве субъектов макрорегиона не видели как минимум последние 20 лет, но их появление объясняется не только работой местной экономики. В Тамбовской области полагают, что бездефицитность — федеральное требование...