Новый фокус роскоши
Елена Стафьева о выставке «Fendi Studios» в Palazzo della Civilta Italiana
Этой выставкой, открывшейся до самого лета в штаб-квартире Fendi, марка не просто еще раз показывает, какое богатое у нее наследие и как часто она работала с кино, но и старается поймать важные новые тренды: охота на миллениалов и иммерсивность. И то и другое получается у Fendi не без успеха
Фото: предоставлено Fendi
Фото: предоставлено Fendi
«Основной инстинкт — 2». Режиссер Майкл Кейтон-Джонс, 2006 год
«Жасмин». Режиссер Вуди Аллен, 2013 год
«Роковая женщина». Режиссер Брайан Де Пальма, 2002 год
«Отель „Гранд Будапешт”». Режиссер Уэс Андерсон, 2014 год
«Принцесса Мария Бонапарт». Режиссер Бенуа Жако, 2004 год
«Дьявол носит Prada». Режиссер Дэвид Фрэнкел, 2006 год
«Тит». Режиссер Джули Теймор, 1999 год
Если вы видите в каком-нибудь знаменитом фильме на какой-нибудь знаменитой актрисе или даже актере шубу, то, скорее всего, это шуба Fendi — так можно было бы резюмировать содержание подобной выставки, если бы ее устраивали хотя бы пять лет назад. Собственно, такой она и была именно пять лет назад — тогда выставка называлась "Making Dreams: Fendi And The Cinema" и была организована в миланском Teatro Manzoni. Показательно, как много всего изменилось с тех пор и как быстро трансформируется мир больших люксовых брендов.
Уже практически невозможно представить себе, что вы приходите на подобную выставку и видите просто красиво одетые и красиво расставленные манекены. То есть такое все еще бывает, и даже часто бывает, но уже воспринимается отчетливо архаично. В Fendi не просто это понимают, они понимают и другое: в современном культурно-развлекательном процессе, объединяющем выставки, перформансы, фэшн-шоу, современный театр и вообще все на свете, нет больше четкого барьера между условной "сценой" (подиумом, залом, студией и пр.) и "зрителем" (слушателем, арт-энтузиастом, фэшн-фанатом и пр). Зритель, приходя в театр или на выставку, да даже на модный показ, никогда не знает, что ему сейчас предстоит — переходить из зала в зал, карабкаться по лестницам, взбираться на какую-нибудь платформу или вообще оказаться на улице. И он этому вполне рад. Это называется модным словом "иммерсивность" — и это сейчас везде и повсеместно. Поэтому выставка и озаглавлена "Студии Fendi", и уже само это слово "студии" предполагает действие, процесс.
В данном случае, конечно, прежде всего съемочный. Выставка организована как пять разных интерактивных съемочных площадок, на каждой из которых зритель может стать участником процесса: в зале есть человек с камерой, который в этом помогает. Вы можете идти вдоль зеленого экрана, запрограммированного на воспроизведение знаменитого коридора из "Семейки Тененбаум" Уэса Андерсона, или сесть в винтажный кабриолет, который тоже стоит на фоне зеленого экрана, крутить руль, смотреть в камеру и видеть себя внутри классической киношной сцены с несущимся автомобилем — эта студия называется Easy Riders. Последний зал состоит из 14 экранов, и на каждом транслируется сцена из какого-то фильма со знаменитой актрисой в шубе Fendi — Мишель Пфайффер в "Веке невинности", Шарон Стоун в "Основном инстинкте — 2", Катрин Денев в "Принцессе Марии Бонапарт" или Кирстен Данст в "Марии-Антуанетте". Они взбегают по ступеням, влетают в холл отеля, сидят в карете или идут по снегу в распахнутых или развевающихся шубах — и эти шубы, настоящие, те самые, что расставлены по периметру. А зритель может войти в зеленый круг в центре (зеленый, цвет спецэффектов, тут везде), сесть на кресло в виде капители античной колонны или на режиссерский стул с рупором в руках и увидеть себя, опять же при помощи камеры, внутри некоего прекрасного виртуального киношного пространства — эта студия называется "Каждая принцесса нуждается в отдыхе". И получить этот момент в виде фотографии на память.
Начинается выставка со старой киношной билетной кассы, а в конце устроен кинотеатр, тоже абсолютно винтажный, с бархатным красным занавесом над входом, такими же креслами и маленькими лампами у каждого из них. Там можно посмотреть все те фильмы, которые так или иначе упомянуты на выставке и в которых принимали участие вещи Fendi. Расписание показов висит у кассы, билеты разбирают сильно заранее. Сеансы по вечерам, а в остальное время там показывают 10-минутный фильм, снятый на студии "Чинечитта" как раз в 2013 году к предыдущей выставке на тему "Fendi и кино". Модель в тех шубах, которые мы только что видели в "студиях", бродит среди римских форумов, площадей, колоннад и портиков, где шум искусственного дождя и вой искусственного же ветра плавно переходит в великую арию генделевской Альцины, а потом обратно.
И тут возникает еще один важный смысл: этот невозможно красивый проход по декорациям старой студии, который ты видишь, сидя в старом кинотеатре,— это часть того, прежнего мира с прежней роскошью и прежними способами ее презентации. Невозможно представить себе, что людям 25-30 лет — тем самым миллениалам — можно вот так все это преподносить. В этом есть бездна ностальгии, но совсем нет актуальности. И в Fendi это отлично понимают.
Мех сегодня нуждается в реконтекстуализации и освобождении от прежних коннотаций. Никакой тяжелой роскоши — только легкость и радость, игра и ирония. Создатели выставки "Fendi Studios" со всей очевидностью решали и эту задачу тоже. Убирая исторически присущую меху выспренность, снижая всяческий пафос, но при этом бережно подчеркивая эстетические, культурные аллюзии. Пробуждая в зрителе не трепет от недостижимой роскоши, но вовлекая его в игру, помещая в пространство современного кино с его спецэффектами. И да, это выглядит как способ плавного перемещения в будущее.