«Слишком много грязи, пусть и рифмованной»

Баста о первом громком рэп-баттле года — между Гуфом и Птахой

В Санкт-Петербурге в баре «1703» прошел первый громкий рэп-баттл 2018 года. На ринге встретились важные фигуры рэп-мейнстрима — участники группы Centr Гуф (Алексей Долматов) и Птаха (Давид Нуриев). Сообщается, что призовой фонд поединка составил рекордные 3 млн руб. Согласно правилам баттл-площадки Versus, участники и зрители не обнародуют детали и результаты поединка до момента появления смонтированной видеоверсии на канале Versus в YouTube. Тем не менее Борис Барабанов нашел, о чем расспросить судью баттла Гуфа и Птахи Басту (Василия Вакуленко).

Рэпер Баста (Василий Вакуленко)

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— Сейчас все говорят о баттлах как о большом явлении, но они до сих пор проходят на маленьких площадках, на них не продают билеты, они не стали частью большого шоу-бизнеса. Почему так?

— Конечно, баттлы — уже давно шоу-бизнес. Просто владельцы площадок зарабатывают не на продаже билетов, а на продаже рекламы. Здесь очень высокие ставки и высокие заработки. Просто посмотрите, кто размещает рекламу на баттлах, чьи футболки надевают участники поединков. В этом есть очень большая коммерческая составляющая. Хозяева площадок понимают, что «запретный» плод только разжигает интерес аудитории.

— До сих пор героями баттлов становились по большей части персонажи, не засвеченные в больших медиа. Гуф и Птаха — люди, известные широким народным массам.

— Так это и не был баттл в полном смысле слова. Это больше чем баттл, и меньше чем баттл.

По договоренности с устроителями я не могу раскрыть некоторые детали, но могу сказать, что это было выяснение отношений соседей по коммунальной квартире.

— То есть по группе Centr?

— Да. Это очень долгая «Санта-Барбара». Ее участники заключали между собой различные союзы. Сначала Гуф ушел из группы, остались Птаха и Слим. Слим написал дисс (рэп-композиция с оскорбительным текстом.— “Ъ”) на Гуфа, написал, что он — крыса, беспринципный подонок, воровал у своих. Потом конфликт сошел на нет. Гуф сошелся со Слимом, Птаха был в оппозиции. Потом группа воссоединилась, как трио. Эта история всем интересна. И вот случилась такая схватка боевых петушков. Ни Птаха, ни Гуф — не баттл-эм-си. Они просто выливали друг на друга… факты.

Я бы порекомендовал всем приготовиться к тому, что в текстах будет много деликатных, личных вещей. В какой-то момент мне стало очень неловко.

Слишком много грязи, пусть и рифмованной. И мне тоже досталось. Я должен сказать, что сейчас у меня нет никаких отношений с Гуфом. В одном из недавних интервью я довольно откровенно высказался о Гуфе, это его сильно возмутило. Слышать правду о себе он не желает.

— Кто и почему позвал тебя на роль судьи?

— Саша Ресторатор (Александр Тимарцев, основатель и продюсер баттл-лиги Versus.— “Ъ”) поддержал меня и принял участие в моем телепроекте «Голос улиц». Когда он пригласил меня выступить в роли судьи в баттле Птахи и Гуфа, который я не мог пропустить, я, конечно, согласился. Он пригласил меня как человека, который знает всю эту кухню изнутри.

— Кто из заметных фигур хип-хопа был на баттле?

— Во-первых, конечно, Слим, третий участник группы Centr. Как я его называю, неопределившийся товарищ. Он то с Птахой, то с Гуфом. Еще вместе со мной поединок судил DJ 108, отец питерской рэп-сцены. Также с нами был замечательный Нигатив из «Триады».

— Самые яркие баттлы 2017 года, в первую очередь с участием Оксимирона и Гнойного, разошлись на цитаты, стали частью повседневного общения. Баттл Птахи и Гуфа в этом смысле даст нам что-то?

— Художественные достоинства этого баттла очень скромные. Никто и не ждал от этого баттла поэтических откровений. Гуф хорош скорее как свидетель времени. Его тексты можно назвать поэзией, когда он превращает их в песни.

— Каково будущее самого жанра баттл-рэп?

— Я читал недавний твит Оксимирона, посвященный этой теме. Он там рекомендует организаторам убрать из гостевых списков всех, кроме баттл-MC, сделать для остальных дорогие билеты, чтобы в зале были настоящие фанаты баттлов, запретить фото- и видеосъемку. Думаю, это сложно будет воплотить в жизнь. Мы живем во времени интернета, YouTube. При этом я думаю, что существующие форматы выживут. Versus — площадка номер один в России. Есть Versus — и есть все остальные. Наверное, на втором месте — «Слово СПб», но этой площадке всегда приходится «догонять» Versus. Так, как это придумал Саня Ресторатор,— это идеальный формат. Он продает настоящую, грязную, сложную историю для любителей мясорубок. Вот удивительно — все делают одно и то же, все знают правила. Так же, как в рэпе. Берешь бит, пишешь на него песню. А вперед вырывается кто-то один.

— Уверен, тебе неоднократно предлагали выйти на ринг.

— В одной из своих песен я писал: «На… Versus и его несколько версий». Это не мое. Я не сужу о человеке по тому, что происходит на баттле. Я и так знаю, кто и что собой представляет. Не то чтобы я не чувствовал в себе достаточно сил для этого жанра. Мне хватило бы актерского мастерства, напора, наглости. Многие знают, что я пишу баттлы «в стол». Но понимаешь, ты приходишь на баттл, полностью осознавая, что твой соперник будет говорить о вещах, обсуждать которые я, например, никому не позволяю. Пусть это все постановка, и по окончании баттла участники даже жмут друг другу руки. Но я сторонник того, что слово все же имеет вес. К тому же формат подразумевает, что какому-то человеку ты должен посвятить практически три песни. Для этого его нужно полностью изучить, поднять всю подноготную. Все как в боксе. И последнее — все это нужно выучить наизусть. Читать с монитора телефона нельзя, и это правильно, это шоу. Но мне это трудно. Даже если бы в воображаемом баттле какие-то темы были бы закрыты, сам факт, что нужно учить текст, стал бы препятствием.

— Когда баттл Гуфа и Птахи станет доступен всем?

— Никто не знает. Но я думаю, что Ресторатор не будет с этим тянуть. Мы увидим его в ближайшее время.

Вся лента